Автор: Бараева Е. И., Василевская Л. В., Ершова М. В.
Страна: Республика Беларусь
Город: г. Минск
Организация: Государственное учреждение образования "Республиканский институт высшей школы"
Проект: "WEB-психология - сегодня"

Дистанционное обучение в системе дополнительного образования взрослых

 

 

Аннотация: В материалах статьи определены основные принципы организации образовательного процесса взрослых с учетом психологических особенностей обучающихся данной возрастной категории. Рассмотрены возможности дистанционной формы обучения в развитии мотивационно-потребностной сферы слушателей повышения квалификации по программе «Работа педагога с одарённой личностью».

В настоящее время образование взрослых выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. От ее решения во многом зависит уровень социально-экономического развития государства. Подход к организации образовательного процесса взрослых предполагает необходимость учета идей андрагогики и базируется на следующих принципах: сочетание интересов личности, общества и государства; преемственность и непрерывность образования и саморазвития обучающихся и обучающих; научность, интегративность, системность обучения; актуальность и опережающее обучение.

Согласно гуманистической теории, обучение взрослого строится на оказании ему помощи, поддержки в улучшении своего «Я» посредством самостоятельной деятельности, свободе выбора аспектов обучения. При этом значительное внимание уделяется самоуправлению взрослого обучающегося и высокому уровню научно-методического обеспечения процесса обучения. С позиции бихевиоризма основа обучения взрослого человека заключается в связи стимула и поведения (поведение – основной показатель результативности обучения). Согласно когнитивному подходу ведущая роль принадлежит знанию: взрослый обучающийся приобретает, преобразовывает информацию и создает когнитивные структуры. Идеи динамической теории личности отводят ведущую роль целям, потребностям и мотивации.

Взрослый обучающийся отличается рядом особенностей, которые необходимо учитывать в образовательном процессе: обладает уровнем самосознания, необходимым для самоуправляемого поведения; стремится к самореализации в различных сферах деятельности, в том числе и учебной; ориентирован на решение актуальных для него профессиональных проблем; имеет социальный опыт и определенный уровень профессиональной подготовки, который может быть использован при обучении его коллег; стремится к овладению в сжатые сроки необходимыми знаниями, умениями, навыками, совершенствованию качеств личности и их применению; ориентирован на организацию учебного процесса с преподавателем на условиях партнерства; нацелен в процессе обучения на соблюдение комфортного, неформального психологического климата, основанного на взаимном уважении и построение субъектно-субъектных отношений. Взрослый обучающийся имеет ряд психологических барьеров, препятствующих эффективному обучению: комплексы, стереотипы, установки, опасения и ожидания, а также ограничен в процессе обучения временными ресурсами; а также семейно-бытовыми, должностными и другими факторами.

Широкое применение информационных и телекоммуникационных технологий создало новые возможности профессионально-личностного развития взрослых обучающихся, нуждающихся в образовательных услугах.

Использование в образовательном процессе взрослых дистанционного обучения позволяет сохранить преимущества, присущие традиционным формам обучения: контакты преподавателей и слушателей; контроль за освоением учебных материалов; при этом дистанционное обучение обладает рядом достоинств: свободный график обучения; независимость от места расположения; удобный вид представления материалов; индивидуальный темп обучения; отсутствие возрастных ограничений и др.

Для реализации образовательной программы повышения квалификации «Работа педагога с одарённой личностью» в дистанционной форме обучения в ГУО «Республиканский институт высшей школы» используется электронный учебный курс, созданный в системе управления обучением Moodle.

Работа с одаренной личностью выступает как особое направление деятельности педагога, включающее выявление одаренных студентов, создание необходимых условий для дальнейшего развития их способностей, оказание им психологической помощи, поддержки. Это предполагает наличие у педагога специальных знаний, умений, а также личностных качеств. Педагог, работающий с одаренными студентами (учащимися), должен обладать знаниями природы одаренности, особенностей психологического портрета одаренных студентов (учащихся) – психологических черт творческой личности, проявлений одаренности на разных возрастных этапах, методов обучения и воспитания одаренных студентов (учащихся), современных исследований в области одаренности, условий и факторов развития творческой индивидуальности. Также должен обладать умениями осуществлять диагностику и консультации одаренных студентов (учащихся), проектировать развитие их интеллектуального и творческого потенциалов в соответствии с направленностью личности.

Предлагаемая программа ориентирована на:

– совершенствование знаний слушателей по психологии одаренности (особенностей психологического портрета одаренной личности, особенностей социализации одаренных студентов (учащихся), подходов к организации образовательного процесса с ними;

– формирование у слушателей умений и навыков диагностировать, дифференцировать в соответствии с направленностью и индивидуальными особенностями одаренных студентов (учащихся), развивать познавательную, интеллектуальную, творческую активность; оказывать психологическую поддержку одаренным студентам (учащимся);

– ознакомление с методами развития творческого мышления студентов (учащихся), актуализации творческих ресурсов педагогов.

В процессе повышения квалификации предусматривается проведение аудиторных учебных занятий и организация управляемой самостоятельной работы слушателей на базе системы управления обучением Moodle. Контроль управляемой самостоятельной работы слушателей в форме заданий, оценка учебных достижений обучающихся, мониторинг их активности осуществляется дистанционно в среде Moodle. Слушателям предлагаются практические задания. Выполнение заданий оцениваются по двухбалльной шкале (зачтено, не зачтено). Итоговая аттестация в форме зачета проводится аудиторно при личном присутствии обучающихся. Слушатели допускаются к итоговой аттестации при условии успешного выполнения заданий.

При реализации настоящей программы предусмотрено использование активных форм и методов обучения. Предполагается проведение лекционных занятий с элементами диалога преподавателя и слушателей, практических занятий с обсуждением результатов самостоятельной работы. Также обеспечена возможность доступа слушателей к необходимым информационно-образовательным ресурсам (в соответствии с учебно-тематическим планом и расписанием занятий). Основными средствами организации контакта, обеспечения взаимодействия между преподавателями и слушателями является форум для консультаций с преподавателем и методистом и электронная почта.

Развитие мотивационно-потребностной сферы взрослых обучающихся возможно на основе личностной и профессиональной рефлексии, учета потребностей обучаемых на основе диагностики; оптимального использования жизненного и профессионального опыта обучающихся; продуктивных методов обучения; обеспечения индивидуализации обучения с одновременной включенностью обучающихся в совместную деятельность; обеспечение непрерывной и объективной обратной связи.

Как видим, гибкость (свободный выбор времени, необходимый для освоения учебной программы) в организации дистанционного обучения позволяет слушателям совмещать его с основной профессиональной деятельностью; рентабельность (экономическая эффективность); широкое применение новых информационных технологий дают возможность активного применения дистанционного обучения в практике образования взрослых.

 

 

 

 

11 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий