Автор: Григорьева Наталья Михайловна
Страна: Российская Федерация
Город: Москва
Организация: ГБОУ Школа 556
Проект: Вне проекта

Справочные материалы за курс начальной школы (русский язык)

 

 

Звуки – то, что  мы  слышим  и произносим.

Звуки  бывают  гласные  и  согласные.

Гласные  звуки (от  слова  ГЛАС (голос)) – такие  звуки,  которые  не  встречают  преград при  их  произношении.  В  русском  языке  6  гласных  звуков [а, о, у, ы, э, и].  Для  их  записи  используются  10  букв:  а, я, о, ё, э, е, у, ю, ы, и.  Гласные  звуки  бывают ударные  и  безударные.

Согласные  звуки – такие  звуки,  произношению  которых  мешают  зубы,  губы  или  язык.  Согласные  звуки  бывают  твердые  и  мягкие,  звонкие  и  глухие,  парные  и  непарные.  Звуки [ч, щ, й] – всегда  мягкие,   [ж, ш, ц] – всегда  твердые.

 

Буквы – то, что  мы  видим  и  пишем,  это  условные  обозначения  для  записи  звуков.  Все  буквы  языка,  выстроенные  в определенном  порядке, образуют алфавит.

Буквы  Ь  и  Ъ  не  обозначают  звуков  и  нужны  для  разделения  слияний (разделительные  Ь  и  Ъ)  или  для  смягчения  согласных  звуков (смягчающий  Ь).

Разделительные  Ь  и  Ъ  пишутся  после  согласных  перед  гласными  Е, Ё, Ю, Я, И  (бельё,  семья,  соловьи;  въехать,  подъёмник).  Разделительный Ъ  пишется  после  приставки, а  Ь – в  корне  слова.

 

Из  звуков  состоят  слоги (слогов  в  слове  столько  же,  сколько  гласных  звуков),  а  из  слогов  складываются  слова.

Правила  переноса  слов:  переносить  слова  нужно  по  слогам,  не  разрывая  слияний (слияние – соединение  согласного  и  гласного:  ма,  ко,  ти  и  т.д.);  нельзя  отрывать  1  букву  от  слова;  нельзя  отрывать  от  1-ой  части Ь, Ъ  и  Й (конь-ки,  лей-ка).

 

ЖИ-ШИ пиши  с  буквой  И,  ЧА-ЩА  пиши  с  буквой  А,  ЧУ-ЩУ  пиши   с  буквой  У.

ЧК, ЧН, ЧТ, НЩ  пишется  без  Ь.

 

Слово – основная  смысловая  единица  языка.

Слова,  обозначающие  названия, имена  или  клички,  пишутся     с  заглавной  буквы.

 

 

 

 

В  слове  можно  выделить  части  слова:

Окончание – изменяемая  часть  слова,  служащая  для  связи  слов  по  смыслу. 

Основа – все  слово  без  окончания.

Корень – главная  часть  слова,  в  которой  заключен  смысл  слова.

Приставка – часть  слова,  которая  пишется  перед  корнем  и  служит  для  образования  новых  слов.

Суффикс – часть  слова,  которая  пишется  после  корня  и служит  для  образования  новых  слов.

 

Однокоренные  слова – слова,  имеющие  одинаковый  корень  и  связанные  по  смыслу.

В  однокоренных  словах  можно  проверить  3  вида  орфограмм

безударные   гласные  (проверяются  с  помощью  ударения:  лесник – лес);  выделяется  2  группы  безударных  гласных (а-о,  и-е-я); 

парные   согласные (проверяются  с  помощью  гласных  или  согласной  Н: гриб – грибы, морковь – морковный);  существует  6  пар  парных  звуков (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с);    

непроизносимые   согласные  (проверяются  гласными  или  согласным  Н:  солнце – солнышко,  праздник – празден);  в  русском  языке  существует 4 непроизносимых  согласных: в, л, д,т.

 

Ко  многим  словам  можно  подобрать 

антонимы  (слова,  противоположные по  смыслу)  и  

синонимы  (слова, близкие  по  смыслу).

 

Все  слова  можно  подразделить  на  части  речи.

Имя  существительное – часть  речи,  отвечающая  на вопрос  КТО?  или  ЧТО?  и  обозначающая  предмет  или  явление.

 

Имена  существительные  бывают  одушевленные (кто?)  и  неодушевленные  (что?).

 

Имена  существительные бывают  мужского рода (он  мой),  женского  рода (она  моя)  или  среднего  рода (оно  моё). 

 

Родовые  окончания  существительных:

ж.р.

ср.р.

м.р.

– а, - я

– о, - е

– а, - я,  нулевое  окончание

 

Также  они  бывают  единственного  числа (один  предмет)  или  множественного  числа (несколько  предметов).

 

Имена  существительные  бывают  трех  склонений:

1  скл.

2  скл.

3  скл.

 

М.р.  и  Ж.р.

с  оконч.    или 

Ср.р.

с  оконч.   или 

М.р. 

с  нулевым  оконч.

 

Ж.р. 

с  нулевым  оконч. 

и  Ь  на  конце

 

Имена  существительные  изменяются  по  падежам:

пад.

падежный  вопрос

смысловой  вопрос

предлоги

И.п.

кто?  что?

-

предлогов  нет

Р.п.

кого?  чего?

где?  куда?  откуда?

от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме

Д.п.

кому?  чему?

где?  куда?

к, по

В.п.

кого?  что?

куда?

через, про, в, на, за

Т.п.

кем?  чем?

где?  куда?

над, между, с, за, под

П.п.

о  ком?  о чём?

где?

при, о (об), в, на

 

Безударные  падежные  окончания  существительных:

 

1  скл.

2  скл.

3  скл.

Р.п.

-и (-ы)

 

Д.п.

 

Т.п.

-ой (-ей)

-ом (-ем)

П.п.

 

 

В  предложении  чаще  всего  бывают  подлежащим (в  форме  И.п.), а  также  дополнением (в  форме  косвенных  падежей) и  обстоятельством (при  смысловых  вопросах).

 

Глагол – часть  речи,  отвечающая  на  вопросы  ЧТО  ДЕЛАТЬ?  ЧТО  СДЕЛАТЬ?  и  обозначающая  действие  предмета.

 

Начальной  формой  глагола  является  неопределенная  форма  - глаголы, отвечающие  на  вопросы  ЧТО  ДЕЛАТЬ?  ЧТО  СДЕЛАТЬ?  с  окончанием (суффиксом)  ТЬ,  ТИ,  ЧЬ.

 

Глаголы  изменяются  по  числам:  единственное  число (действие  одного  предмета)  и  множественное  число (действие  нескольких  предметов).

 

Глаголы  изменяются  по  временам:  прошедшее (что  делал? что  сделал?),  настоящее (что  делает?),  будущее (что  сделает?  что  будет  делать?)

 

Глаголы  прошедшего  времени  изменяются  по  родам:  м.р. – что  (с)делал? (нулевое  окончание),  ср.р. – что  (с)делало? (окончание О),  ж.р. – что  (с)делала? (окончание А).  Перед  окончанием   чаще  всего  пишется  суффикс  Л,  указывающий  на  прошедшее  время  глагола.

 

Глаголы  бывают  двух  спряжений:

II  спряжение – слова,  в  неопределенной  форме  которых  перед  окончанием  (суффиксом)  ТЬ  стоит  суффикс  И + глаголы-исключения: гнать,  держать,  дышать,  слышать;  терпеть,  вертеть,  обидеть,  зависеть,  ненавидеть,  видеть,  смотреть.

Безударные  окончания: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

I  спряжение – слова,  в  неопределенной  форме  которых  перед  суффиксом  ТЬ  стоят  другие  суффиксы (не  И) +  глагол-исключение:  брить.

Безударные  окончания: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).

 

В  предложении  чаще  всего  бывает  сказуемым.

 

Имена  прилагательные – часть   речи,  отвечающая  на вопрос  КАКОЙ?  КАКАЯ?  КАКОЕ?  КАКИЕ?  и  обозначающая  признак  предмета.

 

Начальной  формой  имени  прилагательного  является  форма   м.р.  ед.ч. 

 

Имена  прилагательные  изменяются  по  числам:  ед.ч. (признак  одного  предмета)  и  мн.ч. (признак  нескольких  предметов).

 

Имена  прилагательные  изменяются  по  родам:

Род

М.р.

Ср.р.

Ж.р.

Вопрос

Какой?

Какое?

Какая?

Окончания

-ой,  -ий

-ое,  -ее

-ая,  -яя

 

Имена  прилагательные  изменяются  по  падежам.  Их  падеж  зависит  от  падежа  существительного.

Безударные  окончания  прилагательных  проверяются  по  вопросу:  какая?  синяя;  какого?  большого.

 

В  предложении  чаще  всего  бывают  определением.

 

Местоимение – часть  речи,  не  называющая  предмет,  а  только  указывающая  на  него. 

Личные  местоимения  делятся  на  3  лица:

1  лицо – я, мы;  2  лицо – ты, вы;  3  лицо – он, она, оно, они.

 

В  предложении  чаще  всего  бывают  подлежащим (в  форме  И.п.)  и  дополнением (в  форме  косвенных  падежей).

 

Имя  числительное – часть  речи,  отвечающая  на  вопрос  СКОЛЬКО?  КОТОРЫЙ?  И  обозначающий  количество  предметов  или  их  порядок  при  счете.

 

Наречие – неизменяемая  часть  речи  (не  имеет  окончаний),  отвечающая  на  вопросы  КАК?  КОГДА?  ЗАЧЕМ?  ПОЧЕМУ?  КУДА?  ОТКУДА?  и  др.  и  обозначающая  признак  действия.

 

В  предложении  бывает  обстоятельством.

 

Предлоги,  союзы  и  частицы – отдельные  части речи,  необходимые  для  связи  слов  или  частей  предложения. 

Не  являются  отдельным  членом  предложения.

 

Одно  или  несколько  слов,  связанных  по  смыслу  и  выражающих  законченную  мысль, образуют  предложение.

Предложение – основная  единица  речи.

Начало  предложения  пишется  с  заглавной  буквы,  в  конце  предложения  пишется  точка, восклицательный  знак  или  вопросительный  знак.

Предложения  делятся  на  3  вида  по  цели  высказывания (для  чего  говорится  предложение):  повествовательные (передают  информацию),  вопросительные (задают  вопрос),  побудительные (просят  или  заставляют  что-либо сделать).

Предложения  делятся  на  2  группы  по  интонации:  восклицательные (выражают  сильное  чувство)  и  невосклицательные.

 

В  предложении можно  выделить  грамматическую  основу (главные  члены  предложения). 

Главные  члены  предложения – подлежащее  и  сказуемое.

Подлежащее – главный  член  предложения,  отвечающий  на вопрос КТО?  или  ЧТО?  и  обозначающий, о  ком  или  о  чем  говорится  в  предложении. 

Сказуемое – главный  член предложения,  отвечающий  на  вопросы  ЧТО  ДЕЛАЕТ?  ЧТО  ДЕЛАЮТ?  и др.  и  обозначающий  действие  подлежащего.

 

Существуют  и  второстепенные  члены  предложения:

Дополнение – второстепенный  член  предложения,  отвечающий  на  вопросы  косвенных  падежей  (все,  кроме  И.п.).  Подчеркивается  пунктирной  линией (---------). Чаще  всего  дополнением  бывают  существительные  и  местоимения.

Определение – второстепенный  член  предложения,  отвечающий  на  вопросы    КАКОЙ?  КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?  ЧЕЙ?.  Подчеркивается  волнистой  линией.  Чаще  всего  определением бывают прилагательные.

Обстоятельство – второстепенный  член  предложения,  отвечающий  на  вопросы  наречий.  Подчеркивается  пунктиром  с  точкой.  Чаще  всего  обстоятельством  бывают  наречия  и  существительные  с  предлогом.

 

Если  в  предложении  нет  второстепенных  членов  предложения,  оно  называется  нераспространенным (Собака  бежит.  Дует  ветер.)  Если  есть  хотя  бы  один  второстепенный  член  предложения – предложение  является  распространенным.

 

Второстепенные  члены  предложения  образуют  словосочетания  (пара  слов,  в  которой  одно  слово  зависит  от  другого):  собака  (какая?)  рыжая,  бежит (как?) быстро.

Главные  члены  предложения  не  являются  словосочетанием.

 

Текст – несколько  предложений,  связанных  по  смыслу.  В  тексте  можно  определить  тему  и  основную  мысль.

Тексты  делятся  на:

художественные (сказки,  рассказы,  басни,  стихотворения  и  др.)  и 

научно-публицистические (заметки,  статьи,  сообщения  и  пр.)

 

 

 

Также  выделяют

тексты-повествования (рассказ  о  каком-либо  событии  или  явлении),                

тексты-описания (описание  какого-либо  предмета,  объекта  или  явления), 

тексты-рассуждения (размышление  о  причинах  и  следствиях  какого-либо  явления 

или  происшествия), 

 

Речь – способ  общения  между  людьми;  служит   для  понимания  людьми  друг  друга.

Речь  бывает  устная (говорение  и  слушание)  и  письменная (чтение  и  письмо).

Речь  состоит  из  предложений,  предложения  состоят из  слов,  слова  - из  слогов,  слоги  из  звуков.

 

Виды  разбора

  1. Фонетический  разбор (по  буквам  и  звукам):
  • поставить  в  слове  ударение,  разделить  на  слоги
  • выписать  1-ую  букву,  определить  ее  звуковое  оформление (транскрипцию),  дать  характеристику  звуку (гласный, ударный/безударный;                                   согласный,  твердый/мягкий,  звонкий/глухой,  парный/непарный)                                                         (ПОМНИ:  Ь  и  Ъ  не  обозначают  звуков;                               Й, Ч, Щ  всегда  мягкие; Ж, Ш, Ц  всегда  твердые;                  Е, Ё, Ю, Я обозначают  2  звука  в  начале  слова,  после  гласной  и  после  Ь  и  Ъ)
  • определить количество  букв  и  звуков   

                 

  1. Разбор  слова  по  составу 
    • определить  окончание (измени  слово  по  падежам)
    • определи  основу (все  слово  без  окончания)
    • определи  корень  (подбери  однокоренные  слова)
    • выдели  приставку (перед  корнем)
    • выдели  суффикс  (после  корня)

 

  1. Морфологический  разбор (как  часть  речи)

Имя  существительное

Схема  разбора

Образец  разбора

      1. Часть  речи
      2. Н.ф. (И.п.), одушевленность,  число,  род, скл., падеж
      3. Роль  в  предложении

 

  1. У  костра – имя  сущ.
  2. (Что?) костер, неодуш., ед.ч., м.р., 2 скл.,  Р.п.
  3. У  костра  (дополнение)

 

Имя  прилагательное

Схема  разбора

Образец  разбора

  1. Часть  речи
  2. Н.ф. (И.п.,  ед.ч., м.р.), число,  род (в  ед.ч.), падеж
  3. Роль  в  предложении

 

  1. Зелёную – имя  прил.
  2. (Какой?) зелёный, ед.ч., ж.р., В.п.
  3. Зелёную  (определение)

 

Глагол

Схема  разбора

Образец  разбора

  1. Часть  речи
  2. Н.ф. (неопределенная  форма), число,  время, род (в  ед.ч.  пр.вр.), спр.
  3. Роль  в  предложении

 

  1. Побежали – глагол
  2. Н.ф.- побежать, мн.ч.,  пр.вр.,  I спр.
  3. Побежали (сказуемое)

 

 

 

  1. Синтаксический  разбор (разбор  предложения)
    • Выписать  предложение
    • Найти  его  грамматическую  основу (подлежащее  и  сказуемое)
    • Найти  словосочетания (поставить  стрелки,  написать  вопросы)
    • Выписать  словосочетания
    • Написать  характеристику  предложения (вид  по  цели  высказывания,  вид  по   интонации,  вид  по  распространенности)

Образец  разбора

где?      

В  саду  живут    ласточки.


Живут (где?)  в  саду.

(Повеств.,  невоскл.,  распр.)

 

 

 

Математика

Компоненты  действий

Сумма = слагаемое + слагаемое

Слагаемое = сумма – слагаемое

 

Разность = уменьшаемое – вычитаемое

Уменьшаемое = вычитаемое + разность

Вычитаемое = уменьшаемое – разность

 

Произведение = множитель × множитель

Множитель = произведение : множитель

 

Частное = делимое : делитель

Делимое = делитель × частное

Делитель = делимое : частное

 

Увеличение/уменьшение  числа

Увеличить  на …  ед. – сложить.

Уменьшить  на  …  ед. – вычесть.

На  сколько  больше/меньше – вычесть.

 

Увеличить  в  …  раз – умножить.

Уменьшить  в  …  раз – разделить.

Во  сколько  раз  больше/меньше – разделить.

 

Порядок действий
1. Скобки (если скобок несколько, то первыми решаются те, что первые по порядку - слева направо).
2. Умножение и деление (если таких действий несколько, то первым решается то, что первое по порядку - слева направо).
3. Сложение и вычитание (если таких действий несколько, то первым решается то, что первое по порядку - слева направо).
 

Периметр

Периметр  фигуры – сумма  длин  всех  сторон

P пр.= a × 2 +  b × 2

P пр.= (a + b) × 2 

 

Площадь

Площадь  фигуры – пространство  внутри  её  границ. 

Площадь  измеряется  в  квадратных  единицах.

S пр.= a × b

S кв.= a × a

 

Умножение  двузначного  числа  на  однозначное (23 × 2)

1. Разложи  число  на  сумму  разрядных  слагаемых 

(23 = 20 + 3)

2. Первое  слагаемое  умножь  на  число

(20 × 2 = 40)

3. Второе  слагаемое  умножь  на  число 

  (3 × 2 = 6)        

4. Сложи результаты  умножения 

 (40 + 6 = 46)                              

 

Деление  2-значного  числа  на  однозначное  (78 : 3)

    1. Разложи  делимое  на  удобную  пару

(70 неудобно делить на 3,  60  удобно.  78 = 60 + 18)

    1. Раздели  первое  число 

(60 : 3 = 20)

    1. Раздели  второе  число 

(18 : 3 = 6)

    1. Сложи  результаты  

(20 + 6 = 26)

 

Деление  на  2-значное  число  (84 : 12)

1. Определи  по  количеству  десятков  пробное  частное 

(8 : 1 = 8)

 

2. Получив  пробное  частное,  проверь  результат  с 

    помощью  умножения:  умножь  его  на  делитель 

(8 × 12)

 

3. Если  результат  больше, уменьши  пробное  частное 

    на 1;  если  результат  меньше,  увеличь  пробное 

    частное  на  1.

 

4. Проверь,  подходит  ли  второе  пробное  частное: 

 

(7 × 12)

5. Если  и  этот  вариант  не  подходит,  повтори  пункт   

    3  еще  раз.

 

 

Нахождение  среднего  арифметического
Чтобы  найти  среднее  арифметическое,  надо  сумму  всех  чисел  разделить  на  их  количество
Например,  чтобы  узнать  среднее  арифметическое  16  и  20,  надо  сложить  16  и  20,  а  потом  разделить  на  2 (т.к.  складывали  2  числа) : (16 + 20) : 2 = 18.

 

Скорость  сближения  (отдаления)
Скорость  сближения (отдаления) - общая  скорость  объектов,  движущихся  навстречу  друг  другу (в  противоположных  направлениях) : (V = V1 + V2)
 

Скорость.  Время.  Расстояние. 
Чтобы  найти  скорость,  надо  расстояние  разделить  на  время   (V = s : t) 
Чтобы  найти  время,  надо  расстояние  разделить  на  скорость    (t = s : V) 
Чтобы  найти  расстояние, надо  скорость  умножить  на  время     (s = V × t)



Нахождение  нескольких  долей  числа

Чтобы найти несколько долей, надо разделить на второе число и умножить на первое.
Например, чтобы найти три девятых, надо число разделить на девять, а потом умножить на три.
Чтобы найти семь восьмых, надо разделить на 8 и умножить на 7.


Сложение и вычитание величин
Если вычисления просты, то устно вычисли и запиши ответ:
1 ч + 2 ч 30 мин = 3 ч 30 мин

Если устные вычисления затруднительны, то соблюдай следующий алгоритм:
1. переведи всё в меньшие единицы
2 ч 47 мин + 1 ч 39 мин
1) 2 ч 47 мин = 167 мин
1 ч 39 мин = 99 мин

2. выполни действия так же, как с простыми числами
2) 167 + 99 = 266 мин
3. переведи всё в большие единицы
3) 266 мин = 4 ч 26 мин

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературное  чтение  (нормы чтения)

 

I полугодие

 

II полугодие

1  класс

Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов.

Темп чтения - не менее 20 - 25 слов в минуту.

Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.

Темп чтения - не менее 35 - 40 слов в минуту.

 

2  класс

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.

Темп чтения - не менее 40 - 50 слов в минуту.

 

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций.

Темп чтения - не менее 55 - 60 слов в минуту.
 

3  класс

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

Темп чтения - не менее 60 - 70 слов в минуту.

 

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту.

4  класс

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту.

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 85 - 95 слов в минуту.

 

17 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий