Автор: Осокина Людмила Владимировна
Страна: Российская Федерация
Город: г. Кашин
Организация: ГКОУ "Кашинская школа-интернат"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Детский лагерь «Саласпилс»

 

Детский лагерь Саласпилс –
Кто увидел, не забудет.
      В мире нет страшней могил,
      Здесь когда-то лагерь был –
   Лагерь смерти Саласпилс.

   Захлебнулся детский крик,
И растаял словно эхо,
Горе скорбной тишиной,
  Проплывает над Землей,
Над тобой и надо мной.

Шелестит листвой платан,
Над гранитною плитою,
Он убитых пережил,
Он им верность сохранил,
Здесь когда-то лагерь был
             Саласпилс, Саласпилс, Саласпилс.

Не несут сюда цветов,
        Здесь не слышен стон набатный,
Только ветер много лет,
Заметая страшный след,
Кружит фантики конфет

   

                                              На гранитную плиту,
                                              Положи свою конфету…

    Он, как ты, ребёнком был

,Как, и ты, он их любил,
Саласпилс его убил.

Саласпилс-лагерь смерти на оккупированной  фашистами территории, во время, Второй  мировой войны в Латвии и предназначенный для массового уничтожения людей. В нём содержались советские военнопленные, а также евреи из Франции. Польши, Чехии и антифашисты из Германии. Он также стал центральным лагерем для всех восточных оккупированных территорий. Находился он в 18 километрах от Риги, с октября1941 до конца лета 1944 года. Относился к числу образцовых фабрик подавления и уничтожения людей.  

Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат. Ежедневно у каждого ребёнка забиралось до полулитра крови, в следствии  чего, дети быстро погибали. Это не был лагерь уничтожения, такой как Майданек или Освенцим, с газовыми камерами для одновременного убийства большого числа человек, и крематориями для сжигания трупов с заранее просчитанной производительностью так называемых « фабрик смерти». Но в него люди посылались только с одной целью - чтобы они умирали мучительной смертью. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более100000 человек.

История
Осенью 1941 г. лагерь строили привезенные в Латвию евреи из Германии. Первые узники (жители Латвии, подозреваемые в сопротивлении оккупантам) появились в лагере в мае 1942 г. В конце 1942 г. к ним добавили уклоняющихся от всеобщей трудовой повинности.
В марте 1943 г. в лагерь начали помещать крестьян из Латгалии, уклонявшихся от поставок сельхозпродукции и уплаты налогов, женщин и детей, вывезенных из сел Белоруссии, Псковской и Ленинградской областей во время карательных антипартизанских операций. Так, в феврале-апреле 1943 г. во время операции «Зимнее волшебство» лишь из Освейского района Витебской области были вывезены 14 175 жителей — взрослые на работу в Германию, дети — в Саласпилс. Об участии латышского легиона СС в военных преступлениях в 1941−1945 гг. и попытках пересмотра в Латвии приговора Нюрнбергского трибунала, а также дезертиров, бежавших из созданного оккупантами Латышского легиона.
3 декабря 1942 года в письме командира полиции безопасности СД в Латвии генерал-комиссару в Риге указано, что Саласпилсский лагерь, несмотря на официальное название, по отношению к заключенным и использованию их труда приравнен к немецким концентрационным лагерям. Весной 1944 г. в лагерь стали помещать представителей латышской интеллигенции, которые призывали население бойкотировать приказы немецкого командования и уклоняться от службы в Латышском легионе. Часть из них стала лагерными охранниками. В Саласпилс на уничтожение (через расстрел) направлялись заключенные из тюрем. В этом же лагере содержались литовские генералы, которые отказались создать в Литве легион Waffen-SS. Благодаря этим людям, планы по созданию литовского легиона так и не воплотились в реальность. "Весной 1943 года германские войска, отступая под ударами Красной Армии, поголовно угоняли с собою всё население оккупированных областей Советского Союза. В связи с этим, усилился приток советских детей в концлагеря, и тюрьмы на территории Латвии. 

Прибытие в лагерь: С осени 1942 года в Саласпилсский концлагерь насильно пригонялись массы женщин, стариков, детей из оккупированных областей СССР: Ленинградской, Калининской, Витебской и других областей. Только в марте 1943 года сразу пригнали 20 тысяч советских граждан вместе с детьми. Эсэсовцы сразу же отбирали детей у родителей. Происходили ужасные сцены. Матери детей не отдавали, немцы, и латышские полицаи буквально вырывали детей из их рук… Грудных младенцев и детей до 5 лет помещали в отдельный барак, где они умирали в массовом порядке. Только за один год, таким образом, погибло более трёх тысяч детей. Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. С матерями - узницами в лагере дети находились недолго. Немцы выгоняли всех из бараков и отбирали детей. Дети от грудного возраста и до 12 лет отбирались насильно от матерей и содержались в 9 бараках из них, так называемых больничных 3, для детей калек – 2 и 4 барака для здоровых детей.
. Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой.

 Затем, таким же порядком, детей старший из которых не достигал ещё 12-ти-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5-6 суток. Страшный час для детей и матерей в лагере наступает тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывают малюток от несчастных матерей… …Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишённых даже примитивного ухода. За грудными младенцами присматривают 5-8 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Показания очевидцев раскрывают жуткую действительность детского барака и истинные причины массовой гибели несчастных детей. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса. Немецкие врачи — детоубийцы с докторскими дипломами больным детям делают инъекции — впрыскивают разнообразные жидкости, вводят в прямую кишку мочу, заставляют принимать во - внутрь разные средства. Выжившие после этой процедуры заболевшие дети (как и все больные заключенные) могли быть подвергнуты отравлению (мышьяком).Постоянный контингент детей в Саласпилсе был в течении - 1942и по 1944 год более 1000 человек.

 

 Там шло систематическое истребление детей путём:

-организации фабрики крови для нужд немецкой армии, кровь брали как у взрослых, так и у детей, в том числе и у малюток, до тех пор, пока те не падали в обморок и умирали.

-делали впрыскивание детской, женской, и даже конской мочи. У многих детей гноились и даже вытекали глаза.

-все дети страдали поносами дизентерийного характера и дистрофией.

-проведение операции без обезболивания ( в том числе и по ампутации конечностей)

-тяжёлый физический труд, дополнительно сопровождаемый взятием крови.

-казнь через повешение

-закапывание заживо в землю

-убийство путём раздробления голов прикладом - способ, прямо предписанный инструкцией по лагерю для убийства детей в целях экономии боеприпасов.

-давали детям отравленный кофе и кашу

-детей калек и получивших увечья вывозили на расстрел.

По предварительным  данным в Саласпилсском концлагере было истреблено детей в 1942 году свыше 500, в 1943/1944г. Более6000 человек.

Суточный рацион состоял из 150—300 граммов хлеба, смешанного наполовину с опилками, и чашки супа из овощных отходов.

 Отработка трудовой повинности длилась до 14 и более часов. Среди заключенных была очень высока смертность.

Методы «трудового воспитания».
За удовлетворительную работу, раз в неделю, наказывали десятью ударами по голой спине. ЗА плохую — десятью ударами ежедневно. Оценка «очень плохо» означала смерть через повешение.
Пока ещё люди не были слишком истощёнными, редко бывали даже телесные наказания. Понемногу положение менялось. Тяжёлая работа, сильные морозы, плохая одежда, голод делали своё. Скоро многие заключённые едва держались на ногах, шли на работу шатаясь. Вытаскивая бревна из воды, люди падали и там же оставались. Их безжалостно пристреливали. 

Комендант лагеря Краузе занимался следующими развлечениями: когда у него было плохое настроение, он садился на окно своего кабинета и стрелял в проходивших заключенных. Так в 1944 году им была застрелена заключенная Реут и многие другие, в том числе Тоня Федорова из Москвы.

Из Акта об истреблении детей в Саласпилсском концлагере от 5 мая 1945 г: "Обследовав территорию у лагеря Саласпилс в 2500 кв. м и при раскопках только пятой части этой территории, комиссия обнаружила 632 детских трупа предположительно в возрасте от 5 до 9 лет, трупы располагались слоями.


В 150 метрах от этого захоронения по направлению к железной дороге комиссия обнаружила, что на площади в 25х27 м грунт пропитан маслянистым веществом и перемешан с пеплом, содержащим остатки несгоревших человеческих костей детей 5—9 лет — зубы, суставные головки бёдерных и плечевых костей, рёбер и другие части тел.
В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса.

 

В течение 1943/44 гг. было вывезено из концлагеря выживших и вынесших пытки более 3 000 человек. Для этой цели в Риге на ул.Гертрудес 5 организовали рынок детей, где их продавали в рабство по 45 марок за летний период.
Часть детей помещали в организованные для этой цели после 1 мая 1943 года детские лагеря – в Дубулты, Булдури, Саулкрасты. После этого немецкие фашисты продолжали снабжать кулаков Латвии невольниками русскими детьми из вышеупомянутых лагерей и вывозом непосредственно по волостям уездов Латвии, продавали за 45 рейхсмарок за летний период.
Большая часть этих вывезенных и отдаваемых на воспитание детей погибла, т.к. были легко восприимчивы ко  всякого рода болезням после потери крови в Саласпилсском лагере.
Накануне изгнания из Риги немецких фашистов, они 4-6 октября грузили на пароход «Менден» грудных детей и детей малюток в возрасте до 4 лет с Рижского детского дома и Майорского детдома, где содержались дети расстрелянных родителей, поступившие из застенков гестапо, префектур, тюрем и частично из Саласпилсского лагеря и истребили на том корабле 289 детей малюток.
Угнаны были немцами в Либаву, находящийся там детский дом грудных детей. Дети из Балдонского, Гривского детских домов, о судьбе их пока ничего не известно.


Не останавливаясь перед этими злодеяниями немецкие фашисты в 1944 году в магазинах Риги продавали недоброкачественные продукты, только по детским карточкам, в частности молоко с каким-то порошком. Отчего дети малютки массами умирали. Умерло только в детской больнице Риги за 9 месяцев 1944 года более 400 детей, в том числе за сентябрь 71 ребенок.
В этих детских домах методы воспитания и содержания детей были полицейские и под надзором коменданта Саласпилсского концлагеря Краузе и еще одного немца Шефера, которые выезжали в детские лагеря и дома, где содержались дети для «инспектирования».
Также установлено, что в Дубултском лагере детей сажали в карцер. Для этого бывшая заведующая лагерем Бенуа прибегала к содействию немецкой полиции СС.
Детей привозили из оккупированных немцами восточных земель: России, Белоруссии, Украины. Попадали дети в Латвию вместе с матерями, где их потом насильно разлучали. Матерей использовали в качестве бесплатной рабочей силы. Детей постарше также использовали на разного рода подсобных работах.

По данным Народного Комиссариата просвещения ЛССР, расследовавшего факты угона мирного населения в немецкое рабство, на 3 апреля 1945 года известно, что из концлагеря Саласпилс за время немецкой оккупации были распределены 2 802 ребенка:
1) по кулацким хозяйствам – 1 564 чел.
2) в детские лагеря – 636 чел.
3) взяты на воспитание отдельными гражданами – 602 чел.
Список составлен на основе данных картотеки Социального департамента внутренних дел Латвийской генерал-дирекции «Остланд». На основе этой же картотеки было выявлено, что детей заставляли работать с пятилетнего возраста.
В последние дни своего пребывания в Риге в октябре 1944 года немцы врывались в детские дома, в дома грудных младенцев, в квартиры хватали детей, сгоняли их в рижский порт, где грузили как скот в угольные шахты пароходов.


Путем массовых расстрелов только в окрестностях Риги немцы уничтожили около 10 000 детей, трупы которых были сожжены. При массовых расстрелах уничтожено 17 765 детей.
На основании материалов расследования по остальным городам и уездам ЛССР установлено следующее количество истребленных детей:
Абренский уезд – 497
Лудзенский уезд – 732
Резекненский уезд и Резекне – 2 045, в т.ч. через Резекненскую тюрьму более 1 200
Мадонский уезд – 373
Даугавпилс – 3 960, в т.ч. через Даугавпилсскую тюрьму 2 000
Даугавпилсский уезд – 1 058
Валмиерский уезд – 315
Елгава – 697
Илукстский уезд – 190
Баускский уезд – 399
Валкский уезд – 22
Цесисский уезд – 32
Екабпилсский уезд – 645
Всего – 10 965 человек. 
Перед самым приходом советских войск немцы хоронили умерших от голода и холода детей. Делали это в спешке, словно преступники, заметающие свои следы. Заставляли взрослых узников выносить маленькие тела на носилках и сваливать в ямы. Потом их самих всех расстреляли.

Сейчас на месте концлагеря расположен мемориальный комплекс. «За этими воротами стонет земля» — эту надпись на входе Саласпилсского мемориального комплекса, один раз увидев,уже не забудешь.

                                           

     Женщина и дети за ее спиною.

       Грудью защищает их она. 
       Впалые глаза
       выжжены грозою. 
       В каменных суставах 
       ненависть одна. 
       
       Лагерь смерти. Здесь когда-то топал 
       ДО блеска начищенный сапог, 
       И нередко хлыст свинцовый хлопал. 
       Падали детишки вдоль дорог. 
       
       Лишь фашизм придумать мог такое: 
       Кровь детей солдатам в вены лить, 
       Малышей кормить гнилой бурдою, 
       Голодом и газами морить... 
       Люди! 
       Смерть замученных 
       Нельзя простить фашизму! 
       Помните погибших на войне! 
       Берегите мир во имя жизни! 
       Подняв вверх кулак, 
       Скажите "НЕТ" войне! 

 

 

Мне теперь ничего не снится –
Лишь фашистские лагеря.
Дети…
Дети…
Бледные лица…
Окровавленная земля.

Ток…
Колючки…
Собаки…
Заборы…
Это благо – мгновенная смерть.
Кровь из вены…
Качают…
Уколы…
И кому-то в печи гореть.

Умирают, да так неумело.
У фашизма – стальные тиски.
Взбухла памятью синяя вена.
Болью сжало виски.

Защищая планету от смерти -
Не давайте поблажку чуме!!!
Прошлый век.
Саласпилс.
Гибнут дети.

В предпоследней?

Последней войне?

 

17 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий