Автор: Ерл Елена Викторовна
Страна: Российская Федерация
Город: с.Лончаково
Организация: МБОУ СОШ с.п. "Село Лончаково" Бикинского муниципального района Хабаровского края
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Музейный урок "Мы за Родину жизнь отдавали"

 

Пояснительная записка

Предмет:  урок проводится в рамках работы по патриотическому воспитанию учащихся.

Тема: данная методическая разработка музейного урока посвящена землякам – участникам  Великой Отечественной войны.

Место проведения и продолжительность: музей школы, 45 минут.

Класс:  музейный урок ориентирован  на  учащихся 6-8 классов.

Аннотация: музейный урок проводится с использованием музейных предметов основного фонда (письма с фронта, похоронка)  и вспомогательного фонда (Книги Памяти»). Особенность его заключается в реализации воспитательных и образовательных задач школы путем погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду музея.

Для организации музейного урока я использовала приемы нескольких  методов: Эвристическая  беседа, «погружение» в прошлое (чтение и обсуждение писем и похоронки), практический  (работа с «Книгами Памяти» и картой ВОВ).

Практическая значимость: материалы, подготовленные учащимися в ходе проведения занятий, могут быть использованы на классных часах,  а также для дальнейшей работы по созданию презентаций, брошюры  об участниках Великой Отечественной войны,  стать ориентиром для дальнейшей поисковой работы.

 Цель: 

- приобщить подрастающее поколение к пониманию неразрывности исторической судьбы родного края и нашей Родины.

Задачи:

- совершенствовать  знания  учащихся   о  воинской  славе  России  на  основе  изучения   военного пути односельчан;

- формировать у учащихся  навыки работы с музейными предметами как с источниками информации,   развивать умение  излагать  мысли, способность передавать свои чувства и отношение ;

- воспитывать    уважение  и признательности  погибшим в годы Великой Отечественной войны, желание и готовность встать  на защиту Родины,  любовь к своей  малой родине;

- составить список   и отметить на карте места захоронения односельчан, погибших в годы войны.

Ожидаемые результаты:

- развитие у  учащихся  чувства сопричастности к истории своего родного края;

- формирование  умения самостоятельно добывать необходимые знания из самых различных источников;

-  повышение  интереса к школьному музею и его деятельности;

- желание продолжить работу по сбору  информации об односельчанах-участниках Великой Отечественной войны.

Оборудование и материалы: Компьютер, телевизор, письма с фронта Кузнецова Л.М., похоронка на Кузнецова А.П., «Книги Памяти»  Хабаровского края,  карта « Великая Отечественная война (1941-1945 годы),  красные звёздочки.

        

Ход музейного урока:

Учитель: Добрый день, ребята!  Перед началом нашего разговора  я предлагаю вам разделиться на три группы и занять свои места. 

Ученица  читает стихотворенье жителя Хабаровского края  Станислава  Ковного:

И память неостывшая моя
Вдруг воскресит непрошено, нежданно
Бойцов, что пали в яростных боях
И спят теперь в могилах безымянных.
Могилы безымянные... Они
Разбросаны от Волги до Шпрее
И нет надгробий мраморных на них.
Трава лишь в мае щедро зеленеет.
А кто там спит — отец ли, сын ли, брат —
Нам не узнать в печали бесконечной,
Но то, что каждый был из них солдат,
Запомнили народы — и навечно.
Запомнили как сквозь огонь и дым
Дорогами войны они шагали.

И как в боях бессмертием своим
От смерти жизнь надежно заслоняли.
И знаю я: тем огненным годам
Не раствориться и не кануть в Лету.
О них я сыну память передам,
Как мужества и славы эстафету.

Учитель:  Какая тема и кому  посвящено  стихотворение?

 ( тема войны, памяти в войне, солдаты войны, землякам,  ушедшим на войну и  не вернувшимся с неё).  В 1941 году началась война. Мужчины призывного возраста  ушли  на фронт, и потянулись  страшные четыре года лишений, ожидания  и горя.

Ребята, знаете ли вы наших односельчан - участников Великой Отечественной войны? Их имена? Их судьбы? Где покоится прах тех, кто погиб далеко от родного дома? Из каких источников мы с вами можем получить эту информацию? ( перечисляют: военные архивы, «Книги Памяти», различные сайты, военкоматы,  рассказы родственников). Правильно, с некоторыми из этих источников мы сегодня поработаем.  А ещё, ребята, письма с фронта – письма личные и письма официальные.

С большим нетерпением  ждали родные и близкие весточек от своих мужей, отцов, сыновей. Регулярно получали  письма в семье Мирона Кузнецова, переживали за судьбу своих сыновей – Леонида и Прокофия. От Прокофия письма перестали приходить в 1942 году, от Леонида в 1943.

Просмотр видеофильма «Письма с фронта». 

Учитель: Нет ценнее источника информации – чем источник написанный участником и очевидцем событий, таковыми являются письма с фронта. Вот уже больше семидесяти лет бережно  хранились сначала   родственниками, а сейчас хранятся в нашем

музее,  письма Леонида Мироновича Кузнецова.  Я предлагаю вам почитать его  письма  и найти отрывки, в которых он упоминает о своих земляках, которых встречал на фронте.  (Дети просматривают копии писем, зачитывают отрывки).

Учитель:   Почти с первых дней войны  в Лончаково стали приходить и страшные известия - «похоронки». «Похоронка» — документ (извещение), просторечная краткая разговорная форма определения официального извещения о смерти (гибели) военнослужащего или военнообязанного, присланного из войсковой части. Одно из таких извещений о смерти Кузнецова Анатолия Павловича  хранится в нашем музее (ученик  читает  текст «похоронки»).

Учитель:   Ребята,  я предлагаю  вам поработать с Книгами Памяти, а затем на карте  « Великая Отечественная война» звёздочками с именами  отметить места гибели или захоронения тех односельчан, о которых узнаете.  (Учащиеся по группам работают с книгами, записывают имена на звездочки и располагают звёзды на карте)

Учитель: В самых масштабных  битвах Великой Отечественной и второй мировой войны принимали  участие наши земляки. Москва, Сталинград, Курск, Дальний Восток-это не полный перечень географических наименований, где побывали наши односельчане в годы войны, где остались их могилы.                                               

Но есть в нашем списке и фамилии земляков,  о судьбе которых информации нет,  нет данных о месте гибели и захоронения. Возможно, они   так и остались лежать там, где их настигла смерть: в обвалившихся блиндажах, в засыпанных окопах или воронках. В полях, лесах и болотах России до сих пор лежат безвестные останки воинов, погибших на той войне.

Учитель: Ребята, подводя итог нашего занятия, хотелось бы услышать  о том, что нового узнали сегодня, что почувствовали, к каким выводам пришли? Для чего тысячи неравнодушных людей продолжают работу по поиску мест захоронения  и увековечиванию имен погибших, для кого это важнее?

Рефлексия.  Я прошу вас каждого закончить начатое мной предложение:  В результате урока мне   бы хотелось продолжить исследовательскую деятельность в музее потому что…

20 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий