Автор: Коськова Оксана Павловна
Страна: Российская Федерация
Город: Село Локоть Рыльский район Курская область
Организация: МБОУ "Локотская средняя общеобразовательная школа"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

«Мой лучший урок о Великой Победе»

 

План-разработка урока по истории Курского края с использованием ИКТ

Тема урока: «Шаги Великой Победы»

Цели урока: актуализировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, полученные на уроках истории; закрепить знания о Великой Отечественной войне в Курском крае; способствовать пробуждению в учащихся гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, к ее славному героическому прошлому; формировать у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Задачи урока:

  1. Образовательная: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках истории по теме «Великая Отечественная война», обобщить материал как систему знаний.
  2. Развивающая: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес.
  3. Воспитательная: пробуждение в учащихся гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, к ее славному героическому прошлому.

Планируемые результаты:

- учащиеся смогут проявить свой интеллектуальный потенциал и знания по истории Курского края.

- урок даст возможность учащимся осознать значимость знаний в жизни, и что знания – это главное богатство.

- результаты урока дадут возможность учащимся выявить умение выражать свою точку зрения, мысли, по необходимости отстаивать ее.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Вид урока: игра-викторина с использованием компьютерной презентации.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, фильм о начале Великой Отечественной войны, песни о Великой Отечественной войне, видеоролик «Немые кадры истории».

Материал к уроку-викторине:

- картонные погоны, полоски, звёздочки;

- тесты на карточках;

- карточки со стихами;

- шоколадные медали для награждения;

- презентация с заданиями.

Оформление урока: оформление класса  иллюстрациями времен ВОВ, надпись «Никто не забыт - ничто не забыто», музыкальное сопровождение урока.

Целевая аудитория: учащиеся 8 класса

План урока:

  1. Мультимедийная экскурсия «Шаги Великой Победы».
  2. Историческая викторина «Я помню! Я горжусь!».
  3. Конкурс-викторина  о Великой Отечественной войне в Курской области.
  4. Подведение итогов.

Ход урока.

I. Организационная часть.

Цель: организовать учащихся, настроить их на предстоящую работу на уроке, обозначить ход предстоящего урока.

  • Приветствие.
  • Объявление темы и плана урока-викторины.

II. Повторение, систематизация и обобщение знаний (мультимедийная экскурсия «Шаги Великой Победы»)

Цель: закрепить полученные на уроке знания.

Звучат песни времен ВОВ

Учитель:                                       

Давно окончилась война,

Давно ушли в запас солдаты,

Но боль о ней всегда жива.

Мы знать должны, какой была

Война когда-то.

Приближается день, который на века остается для нашего народа одним из самых радостных, щемящих – со слезами на глазах – праздник. В этом году мы празднуем 70-летие  Победы в Великой Отечественной войне.

     Для нас Великая Отечественная война – это не только прошлое. Ее дыхание многие чувствуют и теперь. Ведь она круто повернула всю жизнь страны, вошла в каждый дом, в каждую семью. Она поглотила в своем пламени миллионы людей, принесла народу колоссальные разрушения, страдания и горечь, которые и поныне остро тревожат народную память.

На фоне музыки «Священная война»

Задумайтесь! Как это страшно – один народ убивает другой. Человек убивает человека. Изощряется в пытках, изобретает оружие, унижает – и унижается. Ради чего? По какому праву?

22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда для миллионов жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее – каникулы, экзамены, свадьбы… Вся жизнь перевернулась. Все поникло, ушло куда-то очень далеко, в прошлое, перед зловещим словом «война».

Звучит сообщение Левитана о вероломном нападении Германии на СССР.

Учитель вкратце рассказывает о ходе Великой Отечественной войны, опираясь на компьютерную презентацию.

Учитель: Как известно самый незаменимый на фронте человек – это простой солдат. Он должен быть и умным, и предсказуемым, и смекалистым.  Во всем этом вы убедитесь сами, когда примите участие в викторине по истории Великой Отечественной войны.

     В викторине  вы продемонстрируете свои знания, полученные на уроках истории Курского края по этой теме. Вот правила викторины:

  1. Класс делится на две команды. Каждой команде, в каждом этапе нашей викторины будут заданы вопросы.
  2. Все члены команд в данный момент – рядовые. Они будут за каждый правильный ответ получать «очередное звание». Вы должны пройти все ступени викторины как солдат на войне – от рядового до маршала.
  3. Кто получит более высокое звание – тот победитель.
  4. В конце викторины мы узнаем какая команда является лучшими знатоками истории ВОВ.
  5. Нашу викторину оценивает жюри. (Представление жюри – учитель истории, учитель литературы, учитель музыки) 

III. Историческая викторина «Я помню! Я горжусь!»

 Командам даются вопросы, на которые нужно ответить в полном объеме. Отвечает каждый член команды.

Вопрос № 1:  Назовите три ратных поля России, почему их так называют?

8 сентября 1380 г. между русскими и татаро – монгольскими войсками за Доном у устья реки Непрядвы близ села Куликовка на чистом поле состоялось величайшее сражение.

Название места сражения происходит от слов «кулича» или «кулички», обозначавших отдаленное место. До сих пор бытует «у черта на куличках». Отсюда и произошло название поля «Куликово». Победила русская рать силу ордынскую мужеством, доблестью, верой в правое дело. В память об этом сражении создан музей – заповедник «Куликово поле».

26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино состоялось одно из величайших сражений в мировой и российской истории. В этой битве «гигантов» французская армия расшиблась о русскую армию. После Бородинского сражения местность, на которой оно произошло, получило название Бородинского поля. Здесь установлен военно – исторический музей – заповедник.

12 июля 1943 года гитлеровскими войсками и советской армией на широком всхолмленном поле близ села Прохоровка произошло великое танковое сражение. С обеих сторон участвовало в бою 1500 танков и самоходных орудий. На Прохоровском поле открыт Монумент победы. Он выполнен в виде звонницы, колокол которой каждые 20 минут трижды бьёт в память о героях трех великих битв русского народа – Куликовской, Бородинской и Прохоровской. От звонницы отходят три аллеи, символизирующие единство этих трех ратных полей.

Вопрос №2. Когда состоялось самое крупное танковое сражение Великой Отечественной войны?

Самое крупное танковое сражение Великой Отечественной войны состоялось 12 июля 1943 года близ села Прохоровка.

Вопрос №3. Почему одна из величайших битв Великой Отечественной войны называется Курской?

Немцам  после поражения под Москвой и Сталинградом нужно было перехватить инициативу и повернуть ход войны в свою пользу. Для этой цели был выбран центральный участок советско – германского фронта, точнее район Курского выступа, протяженностью 100 км, который вошел в историю под названием Курская дуга. В итоге битвы под Курском советские войска сломили хребет немецко – фашистской армии, сорвали ее попытку взять реванш за поражение под Сталинградом и Москвой и заставили окончательно перейти к стратегической обороне. Поражение под Курском подорвало моральный дух немецко – фашистской армии, обострило кризис внутри гитлеровского агрессивного блока.

Вопрос №4. Сколько времени длилась фашистская оккупация Курской области?

Оккупация отдельных районов Курской области длилась от 7 до 23 месяцев ( с 3 ноября 1941 года по 8 декабря 1943 года).

Вопрос №5. Когда и где прозвучал первый артиллеристский салют?

Первый артиллеристский салют прозвучал в Москве 5 августа 1943 года в честь освобождения городов Орла и Белгорода.

Вопрос №6. Кто из советских полководцев готовил план Курской битвы?

Выдающийся полководец Советского Союза Г.К. Жуков, в то время заместитель Верховного Главнокомандующего, проанализировав обстановку, сложившуюся в районе Курской дуги и обсудив ее с командующими Воронежским и Центральным фронтами, с начальником Генштаба Маршалом Советского Союза А. Василевским, послали доклад Сталину о возможных действиях противника весной и летом 1943 года. Координацию советских фронтов осуществляли маршалы Г. Жуков и А. Василевский.

Вопрос №7. Когда началась и закончилась Курская битва? сколько дней она длилась?

Курская битва началась 5 июля 1943 года, а закончилась 23 августа 1943 года. Длилась Курская битва 50 дней.

Вопрос №8. Из каких войсковых операций состояла Курская битва?

Курская оборонительная операция (5 – 12 июля)

Орловская наступательная операция (12 июля – 18 августа)

Белгородско – Харьковская наступательная операция (3 – 23 августа)

Немецкая сторона наступательную часть сражения назвала «Операция Цитадель»

IV. Конкурс - викторина о Великой Отечественной войне в Курской области

1. Блиц - опрос:

Команды отвечают на вопрос, получая по одному баллу за каждый правильный ответ.

1. Фашисты вторглись в Курскую область в…..( октябре 1941 года)

2. Оккупация Курской области длилась…. (23 месяца)

3. Немецко – фашистские захватчики пробыли в городе Курске….(15 месяцев)

4. Город Курск был освобожден советскими войсками от немцев… (8 февраля 1943 года)

5. Район Курской области, где есть памятник жертвам фашизма – «Большой Дуб». В этом селе фашисты всех мужчин сожгли заживо в сарае, а женщин, детей, стариков расстреляли…..(Железногорский)

6. Партизанка – разведчица Крупецкого партизанского отряда Рыльского района, чьё имя занесено в Книгу Памяти…. (Шура Зайцева)

7. Юный разведчик, пионер – герой, чьим именем названы улица и переулок в поселке Коренево….. (Валя Крохин)

8. Руководитель подпольной комсомольско – молодежной организации – Льговская «Молодая гвардия»…..(Сергей Аниканов)

9. Единственный в мире летчик, сбивший в одном бою 9 вражеских самолетов на Курской дуге, кому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза….(А.К. Горовец)

10. Танкист, Герой Советского Союза, первый совершил таран фашистского тяжелого танка «Тигр» ….. (В.С. Шаландин)

11. Звание Героя Советского Союза в Курской битве получили….( 180 воинов)

12. Городу Курску присвоено звание за мужество, стойкость и массовый героизм в борьбе за независимость Отечества….(Город Воинской Славы)

2. Песни военных лет.

Учащиеся прослушивают отрывки военных песен и называют их названия.

Начисляется 1 балл за каждый правильный ответ (слайд №17).

«Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!»    (В.Лебедев-Кумач, А.Александров, «Священная война»)

 

«Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла.

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла»              (М.В.Исаковский, «Катюша»)

 

Порой ночной

Мы распрощались с тобой…

Нет больше ночек!

Где ты, платочек,

Милый, желанный, родной?                 (Ежи Петерсбурский, «Синий платочек»)

 

«Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей

Дни и ночи битву трудную вели –

Этот день мы приближали, как могли»   (В. Харитонов, Д. Тухманов, «День         Победы»)

 

На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят.                          (Б. Ласкин, Д. Покрасс, «Три танкиста»)

3. Города-Герои.

Учитель: ГОРОД-ГЕРОЙ - высшая степень отличия, присваиваемая за массовый героизм и мужество, проявленные в Великой Отечественной войне.

Учащиеся перечисляют известные им города-герои. 1 балл за каждый правильный ответ (слайд №18).

1) Москва;  2) Ленинград;  3) Сталинград;   4) Тула;    5) Киев;    6) Одесса;    7)Новороссийск;    8) Керчь;   9) Минск;  10) Брест;   11) Севастополь;    12) Смоленск; 13) Мурманск

4.  Решение кроссворда.

  1.                  2.                                      3.
                      

а .   

               

г .    

                                       

г .     

               
 

1.

м

о

с

к

в

а

2.

б

е

р

л

и

н

 
       

т

   

с

         

т

   
 

3.

у

р

а

л

 

т

 

4.

с

т

а

л

и

н

       

ф

   

е

         

е

   
       

ь

 

5.

л

о

к

а

т

о

р

   
       

е

   

л

               

6.ж

у

к

о

в

 7.

щ

о

р

с

           

 

По горизонтали:

  1. Столица страны-победительницы в Великой Отечественной войне.
  2. Столица поверженной Германии.
  3. Кузница оружия в Великой Отечественной войне.
  4. Главнокомандующий советскими войсками.
  5. Прибор для обнаружения самолётов в воздухе.
  6. Самый знаменитый маршал Советского Союза.
  7. Название бронепоезда, сделанного на народные деньги на ЧМЗ.

По вертикали:

  1. Писатель-фронтовик, живший в Чусовом.
  2. Лётчик, совершивший первый таран в истории Великой Отечественной войны.
  3. Лидер фашистов.

5. Угадай событие.

  О каких событиях Великой Отечественной войны повествуют эти стихотворные строки?

Такою все дышало тишиной

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось?

                                (начало войны)

Мы запомним суровую осень

Скрежет танков и отблеск штыков

И в сердцах москвичей будут жить 28

Самых смелых твоих сынов.

                                                                      (битва под Москвой, герои-панфиловцы)

VI. Подведение итогов урока – викторины.  Анализ качества индивидуальной и групповой работы. Оценка работы. Награждение « генералов» и «полковников» шоколадными медалями. Жюри подсчитывает количество баллов у команд, определяет команду-победителя, оценивает работу команд и подводит общие итоги.

V. Домашнее задание. Составить хронологическую таблицу «Период Великой Отечественной войны в истории Курского края».

VI. Рефлексия.

Показ видеоролика «Немые кадры истории».


Список использованной литературы

1. История Великой Отечественной войны [Текст]/ Под ред. Д.П. Руденского. - М.: Советская энциклопедия, 1985. – 832 с.

2. Праздники для детей и взрослых [Текст]: в 2 кн. Кн. 1/ Авт.-сост. Н.В. Чудакова. – М.: АСТ, 1997. – С. 310-312.

3. Чутко, Н.Я., Родионова, Л.Е. Твоя Россия [Текст]: Учебник-хрестоматия/ Н.Я. Чутко, Л.Е. Родионова. – Обнинск: Духовное возрождение, 2001. – С. 216-230.

4. Сборник мероприятий ко Дню Победы.-изд.2-е, испр./ авт.-сост. М. Вдякин и др.- Волгоград: Учитель, 2006-280с.

5. И пусть поколения помнят/ред.- сост. Л.И. Жук-Минск: Красико-Принт, 2012-128 с.- Праздник в школе.

6. О подвиге, доблести и чести/ред.- сост. Л.И. Жук-Минск: Красико-Принт, 2010-128 с.- Праздник в школе.

7. Учебник по истории Курского края.

 

18 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий