Автор: Роман Ирина Владимировна
Страна: Луганская Народная Республика
Город: город Вахрушево-2
Организация: Государственное образовательное учреждение "Вахрушевский учебно-воспитательный комплекс №1 "Гармония"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Причины и начало Второй мировой войны. События 1939-1941 г.г.

 

Урок истории в 11-м классе

Тема урока: Причины и начало Второй мировой войны. События 1939-1941 г.г.

Цель: Раскрыть причины и характер  Второй мировой войны;

дать характеристику ходу боевых действий в 1939-1941 г.г.;

охарактеризовать основные битвы этого периода;

закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала, умений рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях;

продолжить формирование умений и навыков  работы с историческими документами;

воспитывать учащихся в духе патриотизма, национального сознания и достоинства, уважения к историческому прошлому.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Учебно-наглядные пособия и оборудование: учебник «Всеобщая истории» 11 класс (автор А.А.Улунян, Е.Ю.Сергеев, М. «Просвещение», 2016), Карты «Вторая мировая война», «Начало 2 мировой войны в Европе» ( сентябрь 1939 - июнь 1941 г.г.), иллюстрации «Начало 2 мировой войны», универсальные карточки-тесты закрепления и повторения учебного материала, кинофрагмент « 2-ая мировая война» I часть.

Основные понятия и термины: « блицкриг», агрессия, Вторая мировая война, оккупация, «Освободительный поход» Красной Армии, Тройственный пакт, «Зимняя война», планы операции «Вайс», «Везерские учения», «Грюн», « Морской лев», «Марита».

Основные даты: 1 сентября 1939 г. - начало  Второй  мировой войны; ноябрь 1939 г. - присоединение Западной Украины и западной Белоруссии к СССР; ноябрь 1939 г. - март 1940 г.- война между СССР и Финляндией; июнь 1940 г. - присоединение Бессарабии и Северной  Буковины  к СССР; август 1940 г. - присоединение Латвии, Литвы, Эстонии к СССР; 27 сентября 1940 г. - заключение Тройственного пакта между Германией, Италией и Японией.

Ход урока:

1. Организационный момент:

- приветствие,

- проверка подготовки учащихся к уроку.

2. Актуализация опорных знаний, умений и представлений учащихся.

Короткое вступительное слово учителя.

Задание .

- Объяснить значение понятий: агрессия, оккупация, «блицкриг», Вторая мировая война, пакт Молотова – Риббентропа.

- Записать слова на доске;

- Составить рассказ из этих слов;

- Заслушать несколько учеников;

- Выслушать характеристику этих понятий, данную учителем;

- Сравниваем рассказы учеников с тем, что они услышали от учителя;

- Отмечаем лучшие ответы учеников, которые ближе всего к определениям учителя.

 

3. Мотивация учебной деятельности:

Вступительное слово учителя. Исторические факты.

Война - страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения.

17 век – на войне убито 3 млн. 300 тыс.,

18 век – убито 5 млн.200 тыс.,

 19 век – убито 5 млн. 500 тыс.,

20 век – Первая мировая война, убито 10 млн.; 

Во  Второй мировой войне принимало участие более 60 стран, на территории которых проживало более 80% населения земли. Боевые действия происходили в Европе, Азии, Африке, Океании на площади 22 млн. кв. км на просторах Мирового океана. За годы войны в армии воюющих государств было призвано 110 млн. чел.

По разным источникам на фронтах 2-ой мировой войны погибло от 50 до 65-67 млн. человек, 110 млн. были ранены или изувечены, сиротами стали 42 млн.; около половины погибших составляло мирное население. Материальный ущерб достиг 4 трлн. долларов.

После  Второй  мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны.

4. Объявление, представление темы и ожидаемых результатов;

- Объявление темы, задач и целей урока;

План урока:

- Причины, характер, периодизация Второй мировой войны;

- Начало Второй мировой войны. Боевые действия в 1939-1941г.г.

  1. Изучение нового материала:


1. Причины, характер, периодизация  Второй мировой войны.


В целях актуализации знаний учащихся учитель организует опрос в форме беседы по изученному ранее материалу.


Вопросы:

1. В чем проявлялось нарастание напряженности в международных отношениях в 30-е гг.?

2. Когда и почему был заключен договор о ненападении между СССР и Германией?

3. Какие территории вошли в состав СССР накануне войны?

4. В чем проявилась недостаточная подготовка СССР к войне?

5. Дайте общую характеристику внешнеполитического курса СССР в 30-е гг.

А.  Причины войны:

Методом «мозговой штурм» определить причины войны. Обобщение ответов учащихся.
Б.  Характер войны; (рассказ учителя)

Агрессивные государства стремились к расширению собственных территорий, завоеванию рынков сбыта и источников сырья - то есть достижению мирового господства и установлению «нового порядка». Со стороны этих государств война носила захватнический характер.

Для стран, которые подверглись агрессии и были оккупированы, война была справедливой. Сложнее определить характер войны относительно СССР.  В период с 17 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 г. он сам выступал в роли агрессора, присоединив к себе значительные территории, к тому времени принадлежавшие  Польше, Румынии, Финляндии, а также Прибалтийские государства /Эстония, Латвия, Литва/. Но после нападения Германии СССР вынес на себе основное бремя борьбы с фашистской Германией и для него война носила справедливый характер. Ее по праву назвали Великой Отечественной войной.

В.  Периодизация Второй мировой войны.
Учитель объясняет учащимся точки зрения о периодизации Второй мировой войны(Существует несколько вариантов периодизации Второй мировой войны) и предлагает один из вариантов периодизации, а учащиеся заполняют таблицу:
- Мы с вами запишем один из них:

Периодизация Второй мировой войны 

Период и хронологические рамки

Основное содержание периода

Первый период (1 сентября 1939 г - 22 июня 1941 г)

От нападения на Польшу до начала Великой Отечественной войны

Второй период (22 июня 1941 г. - ноябрь 1942г)

Оборонительные сражения Красной Армии, поражение немцев под Москвой, провал плана "молниеносной войны"

Третий период (ноябрь 1942 г. - декабрь 1943 г.)

Коренной перелом в ходе войны

Четвертый период (январь 1944 г. - 9 мая 1945 г.)

Разгром фашистской Германии, окончание Великой Отечественной войны

Пятый период (май 1945 г. - 2 сентября 1945 г.)

Капитуляция Японии, окончание войны

2.  С началом Великой Отечественной войны учащиеся знакомятся самостоятельно в процессе работы с учебником, выполняя задания.

Выполнение заданий организуется учителем в процессе индивидуальной проверки рабочих тетрадей в ходе самостоятельной работы учащихся.

6. Осмысление новых знаний и умений.

  • Просмотр кинофрагмента « Вторая мировая война» I часть.
  • Дискуссия по проблемному вопросу

Какое событие 1930-х годов, по вашему мнению, можно считать переломным на пути ко Второй мировой войне? Назовите событие, после которого война стала неизбежной. Аргументируйте свою точку зрения.

7. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровне:

  • Историческая задача

Используя материалы учебника, отрывки из секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между СССР и Германией, а также дополнительную информацию, сравните решения Мюнхенской конференции и подписание пакта Молотова-Риббентропа. Какими мотивами руководствовались участники этих соглашений, заключая договоренности с Германией? Достаточно ли веские обстоятельства вынуждали их принять подобные решения?

Для закрепления полученных знаний учащимся задаются вопросы:

1. Почему началась Вторая мировая война?

2. Каким событием начинается война, когда оно произошло?

 

Подведение итогов урока:

  • Прояснить содержание изученного материала;
  • Сопоставить реальные результаты с ожидаемыми;
  • Проанализировать, почему произошло так, а не иначе?
  • Сделать выводы;

Закрепить и откорректировать усвоение информации или соответствующих умений и навыков.

Инструктаж домашнего задания:

  • Проработать текст учебника – параграф 13, стр. 118-124.;
  • Выписать в тетрадь новые понятия и выучить них;
  • Подготовьте сообщения по темам:

(задание можно дать конкретным учащимся)
«Разгром Франции», «Воздушная война над Англией», «Битва за Атлантику», «Фашистская агрессия на Балканах», «Советско-финская война», «Сотрудничество СССР и Германии в 1939-1941 г.г.», « Присоединение Прибалтики к СССР».

61 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий