Автор: Булгаков Михаил Анатольевич
Страна: Российская Федерация
Город: Курская область
Организация: МКОУ "Рождественская ООШ им. И.М. Чертенкова"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

"Школа музееведения"

 

Возраст детей: 8-15 лет.  Срок реализации: 3 года

Пояснительная записка

     Образовательная программа школьного краеведческого музея модифицированная, имеет туристско - краеведческую направленность и разработана на основе авторской программы Л.А. Болотиной «Программы для учреждений дополнительного образования детей» М:, ГОУ ЦРСДДОД, 2002 г.

     Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность и особенности программы.

     Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.

      Одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

     Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

     Важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения является школьный музей. Музей – это особый мир, особая атмосфера. Деятельность музея сплачивает детей и взрослых, придаёт воспитательному процессу совершенно новое качество. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно – историческому наследию. Музей можно сравнить с книгой памяти, ведь собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и поколений. Это расширяет возможности учебно – воспитательной работы с обучающимися, так как является одной из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей поставленные воспитательные задачи, специфику работы и возрастные особенности обучающихся. Именно использование краеведения поможет обучающемуся стать настоящим гражданином своей страны.

     Музей даёт огромные возможности для решения не только воспитательных задач, но и образовательных и развивающих, сочетать несколько видов работы, проводить комбинированные занятия. В процессе реализации всех форм учебной и воспитательной работы с привлечением музейной педагогики достигается главная цель – воспитание гражданина и патриота. Так, человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством.

      Образовательная программа работы школьного музея  направлена на неустанную работу по созданию у обучающихся чувства гордости за свою родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

Цель программы:

  1. формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
  2. сохранение истории нашего края для будущих поколений;
  3. воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Задачи программы:

  1. сформировать у обучающихся основные знания об истории своего села, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях  нашего города;
  2. сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, город, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;
  3. воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.

                            Этапы реализации программы

Первый этап — информационно-познавательный (2017–2018  уч. год).

На этом этапе осуществляется сбор краеведческого материала, оформляются

экспозиции музея, проводится подготовка экскурсоводов.

Второй этап — операционно-деятельностный  (2018–2019 уч. год).

На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями сбора информации через интервьюирование, анкетирование, работу с архивными и музейными материалами, проводят экскурсии, выступают с лекциями, пишут исследовательские работы, готовят проекты.

Третий этап - обобщающий (2019-2020 уч.год).

На этом этапе соотносятся результаты реализации программы с поставленными целью и задачами и определяются перспективы и пути дальнейшего развития патриотического воспитания.

Возраст обучающихся:

    Программа рассчитана на обучающихся школы 2- 9 классов (8-15 лет), интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу. Состав  группы - переменный. Особенности  набора детей - свободный. Количество обучающихся-8.

Сроки реализации программы: 2017- 2020 уч.год.

Формы и режим  занятий:

- экскурсии;

- беседы;

- поисковая работа;

- оформительская работа;

- сбор фотоматериалов;

- создание компьютерных презентаций;

-фото и видеосъемка.

Общее количество часов в год- 68 часов, количество часов неделю-2.

Методы организации деятельности:

  1. репродуктивный: диалог, беседа, рассказ, лекция, экскурсия;
  2. программированный: работа с книгой;
  3. метод проектов;
  4. метод творческого поиска.

Направления  работы школьного музея:

- поисково-исследовательская деятельность;

- учет и хранение фондов;

- экспозиционная деятельность;

- просветительская деятельность.

Поисково-исследовательская деятельность.

Данное направление работы предполагает непосредственное участие обучающихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края.

Учет и хранение фондов.

Основные задачи данного направления работы музея:

- создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;

- правильно оформлять основную музейную документацию;

- точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;

- организовать прием музейных предметов.

Экспозиционная деятельность.

Результатом поисково-исследовательской работы обучающихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций.

Просветительская работа.

Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, учителей. Для этого необходимо:

- продолжить обучение обучающихся методам поисково-исследовательской работы;

- проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии;

- использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах.

Ожидаемые результаты:

  1. овладение минимумом знаний по истории своего края;
  2. умение вести экскурсии, собирать и учитывать материал, оформлять экспозиции;
  3. умение создавать компьютерные презентации;
  4. уметь работать с документами, осуществлять поисковую деятельность;
  5. уметь работать с литературой и использовать ее.

Механизм реализации программы:

Категория детей

Организационно-содержательные формы работы

 

1.

«Школа музееведения»

  • отработка умений и навыков по основным направлениям музейной работы.

2.

Совет музея

  • организация и проведение музейных дел.

 

3.

Экскурсионно-лекторская группа

  • отработка умений и навыков экскурсовода;
  • организация и проведение экскурсионно-лекторской работы.

 

 

4.

 

 

Фондовая группа

  • отработка умений и навыков по составлению актов приёма, описанию экспонатов.

5.

Поисковая группа

  • работа с литературой и людьми;
  • отработка умений и навыков по интервьюированию, правильной записи воспоминаний.

Формы подведения итогов реализации программы:

     Определённые навыки, умения, полученные в результате музейной работы, а также  знания, приобретённые  на  многочисленных и разноплановых мероприятиях музея,  ребята  успешно реализовывают  и находят им практическое применение. Музейщики создают различные тематические выставки, проводят по ним экскурсии для обучающихся школы, придумывают и организовывают разные мероприятия, становятся участниками исследовательских проектов и принимают участие в районных, областных и всероссийских конкурсах.

Партнеры по реализации программы:

  1. районный краеведческий музей;
  2. районный архив.

 

Учебно- тематический план

 1 год обучения

Теоретическая часть

Общее количество часов

теория

Практика

  1.  

О чем рассказывает музей

2

 

 

  1.  

Инструктаж по ОТ.

1

1

-

  1.  

История создания музея. Основные разделы.

1

1

-

  1.  

Село Рождественка  в прошлом и настоящем.

9

 

 

  1.  

Введение.

1

-

1

  1.  

Этапы развития села.

1

1

-

  1.  

Люди нашего села.

2

2

-

  1.  

Село сегодня.

2

1

1

  1.  

Составление альбома и компьютерной презентации о родном селе.

3

1

2

  1.  

Школа вчера и сегодня.

9

 

 

  1.  

Этапы развития школы.

1

1

-

  1.  

Жизнь школы.

1

1

-

  1.  

Наши учителя( работающие и ветераны).

2

2

-

  1.  

Школа сегодня.

2

-

2

  1.  

Продолжение составления альбома о школе. Создание компьютерной презентации о школе.

3

1

2

  1.  

Наше село в годы ВОВ.

8

 

 

  1.  

Земляки- участники ВОВ.

2

2

-

  1.  

Работники тыла.

1

1

-

  1.  

Наши ветераны.

1

1

-

  1.  

Создание компьютерной презентации о селе в годы ВОВ.

4

1

3

  1.  

Земляки- участники локальных войн.

6

 

 

  1.  

Введение

1

-

1

  1.  

Участники афганской и чеченской войн.

2

2

-

  1.  

Создание компьютерной презентации об участниках локальных войн.

3

1

2

  1.  

Итого

34

20

14

 

2 год обучения

Теоретическая часть

Общее количество часов

теория

Практика

  1.  

История нашего народа.

13

 

 

  1.  

Традиции и обряды.

2

1

1

  1.  

Составление родословных.

3

1

2

  1.  

Исследовательская работа «История моего народа».

4

1

3

  1.  

Создание компьютерной презентации «Мой народ».

4

1

3

  1.  

Работа в музее.

37

 

 

  1.  

Где и как собирать материал для музея.

2

1

1

  1.  

Как записывать воспоминания.

3

1

2

  1.  

Изучение документов.

3

2

1

  1.  

Учет и хранение материалов.

3

2

1

  1.  

Экскурсии по родным местам.

9

 

9

  1.  

Итого

 

3 год обучения

33

10

23

  1.  

Как оформить выставку, экспозицию.

3

1

2

  1.  

Как подготовить экскурсию.

3

2

1

  1.  

Как вести экскурсию.

3

1

2

  1.  

Как работать с архивными материалами.

2

1

1

  1.  

Создание компьютерной презентации «Школьный музей».

5

2

3

  1.  

Выявление и сбор материалов.

4

1

3

  1.  

Учет и шифрование собранного материала.

3

1

2

  1.  

Оформление экспозиции по собранным материалам.

3

1

2

  1.  

Экскурсии по родным местам.

9

 

9

 

Итого

35

10

25

 

ПЛАН РАБОТЫ

«Школы музееведения»

 

Цель: формирование и развитие интереса к деятельности музея.

Задачи: 1. Общее знакомство с деятельностью музея.

               2.Стимулирование интереса и положительной мотивации на проявление личной активности в разносторонней деятельности музея.

 

 

Дата

 

Тема занятия и содержание

Количество часов

теория

практика

Сентябрь

 Беседа: «Музеи, их значимость».

1

 

Ноябрь

Утверждение законов нового коллектива.

 

1

 

Январь

 

Знакомство с музеем (обзорная экскурсия по школьному музею).

1

1

Март

Беседа: «Музея арсенал – музейный предмет, музейный экспонат (наглядное сопровождение)».

Беседа: «Обязанность музейщика – составить акт приёма предмета и умение правильно описать музейный предмет».

 

1

 

 

1

 

 

 

 

1

Май

 

Беседа: Фонды музея:

● основной фонд: вещественные, письменные источники (знакомство с книгой основного фонда);

● научно-вспомогательный фонд музея, его состав (знакомство с книгой вспомогательного фонда). 

 

 

1

 

 

1

 

Май

 

«Подводим итог работы Школы музееведения»

1. Слушаем написанные отзывы ребят о  проделанной работе. Анализируем.

2. Пожелания в дальнейший план работы.

 

 

 

 

 

1

 

1

 

Всего:

11

часов

 

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны

знать:

• общие сведения о музее и его деятельности;

• музейную терминологию.

уметь:

• составить акт приёма музейного предмета, описать его, изготовить паспорту

 

ПЛАН РАБОТЫ

экскурсионно-лекторской группы

 

Цель: 1. Организация активной, осознанной, социально полезной деятельности по изучению и пропаганде знаний по истории города, края, страны.

           2. Создание условий для всестороннего развития личности и обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности обучающихся.

 

Задачи: 1. Воспитание любви к родному городу, краю и Отечеству.

              2. Способствовать развитию познавательных интересов обучающихся.

               3. Содействовать развитию желания у обучающихся вносить свой вклад в общее дело и развивать творческую деятельность.

 

 

Дата

 

Тема занятия и содержание

Количество часов

теория

практика

 

Сентябрь

Работа с экскурсоводами:

• экскурсия «Здравствуй, музей!»

 

 

1

 

 

Групповые занятия

 «Экскурсия – основная форма

культурно-массовой работы музея».

1. Виды и особенности экскурсий.

2. Знакомство с экспозицией музея.

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

Работа с ведущими:

• экскурсия «Мой школьный дом» (Путешествие по школе);

 

 

1

 

 

 

 

Групповые занятия

 «Экскурсия должна быть интересной,

а экскурсовод – талантлив!»

1. Искусство и техника ведения экскурсии.

2. Требования к экскурсоводу.

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

Работа с ведущими:

• урок мужества «Война стояла у ворот столицы осаждённой!»                                                        

 

 

1

 

Январь

         Работа с ведущими:

• беседа «Пионерское детство наших учителей – учителей школы».

 

 

1

 

Февраль

         Работа с ведущими:

• патриотический час « День освобождения нашего села от немецко- фашистских захватчиков»

 

 

1

 

Март

         Работа с ведущими:

• патриотический час «Учителя - участники ВОВ»

 

 

 

1

 

Апрель

Творческая деятельность. Подготовка к мероприятиям мая: тематической программе, посвящённой Дню Победы и празднику, посвящённому ветеранам Великой Отечественной войны.

 

 

1

 

Май

 

Итоговое занятие. Обмен мнениями. Анализ. Новые ориентиры.

 

1

 

                Всего:                                  

12

часов

 

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны

знать:

• как грамотно и правильно провести экскурсию, лекцию и их содержание.

уметь:

•  грамотно излагать материал по предлагаемой теме и передавать свои знания широкой аудитории, находить с ней контакт, отвечать на вопросы;

•  в ходе экскурсии обращать внимание на фотографии и экспонаты.

 

ПЛАН РАБОТЫ

оформительской группы

 

Цель:  создание условий для всестороннего развития личности и обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности обучающихся.

Задачи: 1. Способствовать развитию познавательных интересов обучающихся.

                2. Содействовать развитию желания у обучающихся вносить свой вклад в общее дело и развивать творческую деятельность.

 

 

Дата

 

Название временных выставок

Количество часов

 

теория

практика

 

 

Сентябрь

 

Организация выставочной работы в музее: планирование, подбор экспонатов, создание или монтаж модели выставки, оформление.

 

 

1

 

1

 

 

Октябрь

 

 Оформление фото-экспозиции «Мое село»

1

1

 

Ноябрь

 

Оформление  выставки  «День народного единства»

 

1

 

 

Декабрь

Оформление  выставки «День Неизвестного солдата»

 

1

 

Февраль

Мини-экспозиция «День освобождения нашего села от немецко- фашистских захватчиков»

1

1

 

 Март

 

Оформление выставки «День Памяти нашего земляка Чертенкова И.М.»

1

1

 

 

Май

 

Итоговое занятие. Обмен мнениями. Анализ. Новые ориентиры.

 

1

 

                                                                          Всего:                        11 часов

 

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны

знать:

• как грамотно и правильно оформить стендовую и витринную выставку.

уметь:

•  эстетично оформить и стендовую и витринную выставку;

•  грамотно составить и оформить этикетку к фотографии или экспонату.

 

Содержание программы.

О чем рассказывает музей.

Инструктаж по ОТ.

История создания музея. Где, как и кто начал собирать экспонаты.

 Основные разделы музея. Знакомство с разделами музея, экспозициями.

Село Рождественка в прошлом и настоящем.

Введение. Экскурсия по селу.

Этапы развития села. Знакомство с этапами развития села: до гражданской войны, во время и после гражданской войны, коллективизация, ВОВ, село сегодня.

Люди нашего села. Дети войны, ветераны труда, знаменитые выходцы из села.

Село сегодня. Развития села, перспективы.

Составление альбома о селе.

Создание компьютерной презентации « Мое село».

Школа вчера и сегодня.

Введение.

Этапы развития школы. Открытие первой школы, первые учителя, 7-л школа, 8 –л школа, основная школа.

Жизнь школы. Участие школы в конкурсах, призеры, достижения.

Наши учителя. Учителя- ветераны, их биография, работающие учителя, их достижения.

Школа сегодня. Фоторепортаж.

Продолжение составление альбома о школе.

Создание компьютерной презентации о школе.

Наше село в годы ВОВ.

Земляки- участники войны. Изучение списков участников ВОВ, погибших, пропавших без вести, выживших, доработка  анкет.

Труженики тыла. О людях вынесших все тяготы войны в тылу.

Земляки- участники локальных войн.

Введение. Экскурсия  к участникам локальных войн, интервью.

Участники афганской и чеченской войн. Знакомство с альбомами, обновление.

Создание компьютерной презентации « Время выбрало нас».

История моего народа.

Традиции и обряды. Изучение традиций и обрядов.

Исследовательская работа « История моего народа». Выполнение работ по изученным темам.

Создание компьютерной презентации « История моего народа».

Работа в музее.

Где и как собирать материал для музея. Как правильно собирать материалы, как сортировать.

Как записывать воспоминания. Правила записи воспоминаний.

Изучение документов.

Учет и хранение материалов. Как правильно хранить материал, шифрование.

Как оформить выставку, экспозицию. Правила оформления выставки, экспозиций.

Как вести экскурсию. Правила ведения экскурсии. Заготовка текстов.

Как работать с архивным материалом.

Создание компьютерной презентации « Школьный музей».

Выявление и сбор материала. Экскурсия по близлежащим селам и сбор материала у старожилов.

Оформление экспозиции по собранным материалам.

 

Методическое  обеспечение  программы:

1. Наличие материалов для проведения экскурсий, бесед, музейных уроков и других мероприятий музея.

2. Разработки, сценарии конкретных мероприятий.

3.Наглядные материалы, наличие подготовленных выставок  для мероприятий.

4. Задания музея классам по конкретным направлениям.

5. Слайд-материалы по предлагаемым темам.

 

Список литературы

1. Ванслова Е. Г., Музейная педагогика//Воспитание школьников. – 2000.  –  №5. – с. 27 – 42;

2. Касимова  Т. А.,  Яковлев  Д. Е.,  Патриотическое  воспитание  школьников.  Методическое  пособие. Москва.  Айрес-пресс. 2005;

3. Каменкова  Л.,  Как    воспитать   патриота//Народное   образование. – 1999. –

№ 5. – С.249);

4. Курашкина Р. А., Программа  воспитания школьников  «Я гражданин России»//Классный руководитель.– 2006.– №3.– С.64 – 76;

5. Медведева Е. Б.,  Становление музейной педагогики в Германии и России. Дисс. … канд. Ист. Наук. – М., 1999;

6. Музей в школе: практикум: Сб. статей//Под общей редакцией Е. В. Алексеевой,  – М., 2006;

7. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы: сборник нормативно-правовых и методических материалов//Автор-составитель Орлова В. А. Новосибирск. Изд-во  НИПКиПРО, 2004;

8. Новорусский М. В., Музеи и их образовательное значение. В помощь семье и школе. – М., 1911;

9. Волкогонов Д. А., О героях и героическом. – М., 1977;

10. Еськов Г. С., Ратный подвиг во имя Родины. – М., 1999;

11. Зуев М. Н., История России с древнейших времён до конца XX века: справочник по истории для школьников и поступающих в вузы. – М., 2000;

12.  История России в лицах и датах: словарь-справочник. – СПб., 1995.

 

 

 

12 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий