Автор: Старкова Галина Васильевна
Страна: Российская Федерация
Город: село Погожее
Организация: МКОУ "Погоженская ООШ"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Классный час "Вы в битве Родину спасли!"

 

Цель:

Воспитание патриотических чувств у детей среднего школьного возраста, глубокого уважения к старшему поколению.

Задачи:

  1. Рассказать о героической битве под городом Курском, о ее решающем значении для исхода Великой Отечественной войны 1941 -1945годов;
  2. Расширять знания учащихся о жителях села – участниках Курской битвы; участниках ВОВ
  3. Воспитывать патриотические чувства.

Читательское предназначение: обучающиеся средних и старших классов, учителя

Оборудование: стенд «Никто не забыт, ничто не забыто», посвящен жителям села – участникам Курской битвы, аудиозаписи песен: «Последний бой» М.Ножкина, «Темная ночь» Музыка Богословского, сл. В. Агатова, колокольный звон, тревожная музыка, оформление книжной выставки «Поклонимся великим тем годам…»,репродукции картин сражений.

Паспорт книжной выставки:

Библиотека МКОУ  Погоженская ООШ

Дата проведения: 2-10 мая 2015 г.

Название:«Поклонимся великим тем годам…»

Целевое назначение: Воспитание патриотических чувств у детей. Знакомство школьников с художественной литературой о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны.

Месторасположение: оборудованный выставочный стол

Структура книжной выставки:

Эпиграф: И как достойные сыны,
                   Наследники отцовской славы,
                   Беречь, что сделали они

                   Во имя мира и державы!

Список экспонированной литературы:

  1. Бондарев Ю.В. Батальоны просят огня. Москва 1966.
  2. Бондарев Ю.В. Горячий снег: Роман. – М.:Современник, 1980.
  3. Васильев Б.Л. А зори здесь тихие…Ф». Повесть; В списках не значился: Романы. – Л.:Лениздат, 1980.
  4. Космодемьянская Л. Повесть о Зое и Шуре. – М.Детская литература, 1976
  5. Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке; Повести. – Л.Лениздат, 1980
  6. Распутин В.Г. Живи и помни: Повесть. – М.: Советский писатель, 1980
  7. Твардовский А.Т. Василий Тёркин. Книга про бойца. – М.:Советский писатель, 1970.
  8. Воробьѐв К. Д. Убиты под Москвой. – М., 2005.
  9. Закруткин В.А. Матерь человеческая: повести.  М.: Современник, 1984
  10. Приставкин А.И. Ночевала тучка золотая: повесть. М.: АСТ: Олимп, 2002.
  11. Фадеев А. Молодая гвардия: роман  М.: Просвещение, 1982.
  12. Шолохов М. А. Судьба человека: рассказ М.: Дет. лит., 1981

Ход мероприятия.

Учитель: Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек… Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…

Для нас Великая Отечественная война – история. Далекая и не очень…

Это война является историей нашей Родины, наших родных и близких. Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас.

Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть. И наш долг помнить об этом всегда.

Во имя жизни на земле!

Чтец 1:(на фоне колокольного звона)

Гремят истории колокола.

Взывая к памяти моей,

И в них набаты

Жестоких битв и созиданий даты,

И  праздники, чья ширь и даль светла…

И, позабытый , вновь встает рассвет.

И кто-то в травы падает, сраженный,

И город, артиллерией сожженный,

От дыма черен т от пепла сед.

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намек, подсказка, предостереженье.

Кто помнит, тот не знает пораженья,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

Ведущий 1: 22 июня 1941 года началась война. Страшная, никого не щадящая, кровавая… Оборона, наступление, поражения, голод, утраты, победы…

Учитель: Битва под Курском по праву считается переворотной в истории Великой Отечественной войны. Коренной перелом…

Поворот к победе…

Каким он был для нашей страны? Ожидаемым или неожиданным? Скорым или долгожданным? Попробуем ответить на все эти вопросы с высоты прожитых лет, лет без войны…

Чтец 2: Я не напрасно беспокоюсь

Чтоб не забывалась та война:

Ведь это  память – наша совесть.

Она

Как сила нам нужна…

Ведущий 2: Теперь нам кажется, что все могло быть иначе… Или должно быть иначе… Мы часто думаем, а вот бы…, а если бы…

Однако история не терпит сослагательного наклонения. Мы должны помнить и это принять…

Учитель: Давайте на несколько минут вернемся в прошлое. Шел третий год войны. Страна истощена, сожжена разбомблена, заминирована… Вся страна с нетерпением ждет победы.

Ведущий 3:( На фоне мелодичной музыки)

Жаркое лето. Луга ожили, свежие запахи душистой травы будоражат воображение. Вода в реке чистая и теплая, стоит только окунуть руку и хочется сейчас же купаться. В небе порхают веселые бабочки и неугомонные стрижи. Лето 1943 года. Идет война.

Звучит тревожная музыка.

Чтец 3: Основанье дуги.

Страшный край обороны.

И ударила память

Во все бубенцы.

Минометы и пушки

Кричат, как вороны.

Проливные шрапнели

Свистят, как скворцы.

Этот гром,

Этот свист –

Не для слабого уха.

И металл – на металл.

И зови – не зови!

Мы не звали врага

В область русского духа.

На тринадцать колен

Здесь поют соловьи.

…Продолжается время.

И путь наш неведом.

У любой высоты

Здесь – винтовку к ноге!

И навечно прибит

Колокольчик победы

Грозным русским железом

На Курской дуге.

Учитель: 5 июля 1943 года началось сражение, вошедшее в историю как Курская битва. Это событие окончательно переломило ход военных событий в пользу русских войск. В предрассветные часы готовые к наступлению группировки противника были обрушены артиллерийские и авиационные удары.

Враг понес значительные потери. Начавшаяся битва сразу же приняла грандиозных размах. Руководство фашистской Германии жаждало получить реванш за поражение под Сталинградом, пыталось вновь захватить стратегическую инициативу и повернуть ход войны в свою пользу. Оно шло ва-банк, бросая в борьбу максимум сил. Гитлер заявил солдатам Германии

Чтец 4: (на фоне тревожной музыки)

«Здесь на Востоке, решается судьба… Здесь русские должны быть истреблены как люди и как военная сила и захлебнуться в собственной крови»

Немецкое командование присвоило операции под Курском кодовое название « Цитадель» .

Чтец 5: И вот…

Обрушился огонь орудий,

И целых три часа подряд

Не разговаривали люди

И били пули невпопад,

И, навсегда оглохнув, птицы,

Бесшумные, спешили прочь.

За ними вслед, сверкнув зарницей,

На запад отступила ночь.

Громада огненного вала

Шла всем стихиям вопреки,

Дубы с корнями вырывала,

Колола скалы на куски.

В пике упали самолеты,

Танк загремел, и, наконец,

Безмолвно двинулась пехота

По грудь в воде через Донец.

Учитель: Успех под Курском должен был открыть дорогу дальнейшему наступлению на Востоке.

Гитлер обратился к солдатам:

Чтец 1: «Теперь, наконец, у вас лучшие танки, чем у русских… Наша пехота, как всегда, в такой же мере превосходит русскую, как наша артиллерия, наши истребители танков, наши танкисты, наши саперы… Могучий удар, который настигнет сегодняшним утром советские армии, должен потрясти их до основания. И вы должны знать, что от исхода этой битвы может зависеть все»

Учитель: Задача по отражению наступления противника возлагалась на войска Центрального, Воронежского и Степного фронтов, которыми командовали знаменитые генералы.

… Гитлеровские планы окружить и уничтожить советские войска под Курском провалились.

Ведущий 1: На Прохоровском поле ночью перед боем было спокойно и тихо. Стрекотали кузнечики, травы тихонько шелестели на ветру…

Учитель: Самым значительным событием битвы на Курской дуге было сражение на Прохоровском поле. Это событие вошло в историю как самое крупное танковое сражение времен Великой Отечественной войны.

(звучит аудиозапись песни «Темная ночь» муз. Н.Богословского, сл. В.Агатова)

Чтец 2: Слышишь, во мраке кромешном

С третьей скоростью мчится

Огнем начиненный металл?

Но со связкой гранат,

С подожженной бутылкой бензина,

Из окопов бойцы

Выползают навстречу ему.

Это смерть пробегает

По корпусу пламенем синим,

Как чудовища, рушатся

Танки в огне и дыму

Пятый раз в этот день

Начинают они наступление,

Пятый раз в этот день

Поднимаю бойцов я в штыки,

Пятый раз в этот день

Лишь порывом одним вдохновенья

Мы бросаем врага

На исходный рубеж у реки.

Учитель: Сражение началось 12 июля 1943 года. С каждой стороны было примерно 1200 танков и другой военной техники.

Звучит аудиозапись песни «Последний бой» М.Ножкина.

Ведущий 2: «Отчаянная атака гитлеровцев началась под вечер. Надвигавшиеся танки сливались с черной и дымившейся землей так, что их нельзя было сосчитать» небо заволокли облака дыма и пыли. Орудийный грохот был таким сильным, что люди теряли слух, пороховые газы слепили глаза.

Чтец 3: «На огромном поле перемешались наши и вражеские танки. Видит танкист крест на броне танка – и стреляет по нему. Стоял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей. Танки шли на танки».

Чтец 4: «В памяти остались тяжелые картины. От выстрелов в бензобаки танки мгновенно вспыхивали. Наши танкисты, выбравшиеся из своих разбитых машин, искали на поле вражеские экипажи, тоже оставшиеся без техники, и схватывались в рукопашной.»

«Над нами шли воздушные бои. Самолеты пикировали низко. Наши радиостанции принимали с неба отголоски жестокого боя. В наушниках слышалось: «Я – Сокол! Иду на таран! Прощайте, товарищи!»

Чтец 5: «Весь день 12 июля шел танковый бой. И, наконец… вражеские танки отступили! Повернули, попятились. Они отошли всего на 2 километра в этот день. Но мы понимали, что выиграли сражение. Не напрасны были наши безмерные труды и потери. Больше на нашей земле фашисты не наступали . каждый из нас сделал на Прохоровском поле все, что было в его человеческих силах…»

Чтец 1: Есть много мест, известных на планете.

И много мест, что трогают сердца.

Лишь скажешь: «Прохоровка»  -  слово  это

Напомнит подвиг деда и отца.

Тогда в далеком грозном сорок третьем

Никто не знал, что через много лет

Одной из величайших битв на свете

Ту битву назовет двадцатый век.

А было лето, травы зеленели,

И аромат цветов пьянил в лугах.

Но вдруг стальные птицы прилетели,

И грохот взрывов взвился в облака…

Где раньше пахарь шел со старым плугом,

Там сотни танков бешено неслись,

Сшибались в лоб, корежили друг друга

И скрежет страшный уносился ввысь.

Визг, грохот, взрывы, крики, стоны,

Где день, где ночь – никак  не разобрать, в

В дыму, в огне полей родных просторы,

И надо землю от врага спасать…

Чтец 2: Длиннее и темнее стали ночи.

Но в отсветах пожара видны мне

Разбитые танкетки у обочин

С фашистскими крестами на броне.

Учитель: Советские войска справились с поставленной задачей. Они победили. Эта «маленькая «победа стала частью огромной, общей победы Советского союза в мае 1945 года. 5 августа 1943 года ночное небо над Москвой впервые в ходе войны озарилось огненным всполохами  артиллерийского салюта. Он возвестил о победе – освобождении старинных русских городов Орла и Белгорода, о том, что контрнаступление одной из наиболее грандиозных битв войны - Курской битвы закончилось полной победой.

Ведущий: Палящее солнце. 1947 год. Лето. «О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? «Прохоровское поле.

Чтец 3:

…Дожди смыли кровь павших с этих высот, мы собственными руками заровняли окопы и воронки, засеяли поля хлебом. И мирное солнце светит теперь над нами… Но ничем нельзя смыть нашу скорбь. Заровнять душевные раны, притупить нашу память…»

Басов Федор Федорович

Гололобов Николай Тихонович

Тилинин Анатолий Иванович

Боев Василий Романович

Это имена людей, которые родились в нашем родном селе и защищали свою родную землю от немецко-фашистских захватчиков.

Показ презентации (Односельчане – участники ВОВ)

Ведущий 3: Так будем же помнить всегда.

Чтец 4: Мемориал. Как взятое взаймы

У вечного солдатского бессмертья,

Вмонтировано в ратные шумы

Биенье человеческого сердца.

Ты этому значенья не придал,

Но вслушайся, насколько это надо,

Чтоб каждый сердца сдвоенный удар

Перекрывал звучанье канонады.

Ведь так и впрямь бывает в блиндажах,

Когда сигнал к атаке подпирает,

И кровь волной горячею в ушах,

Гремя, снарядный гул перекрывает…

(обзор художественной литературы)


Список используемой литературы:

1.      Н.Н.Ушаков: «Внеклассная работа по русскому языку в начальных классах», Москва, «Просвещение»,2008г.

2.      О.Е. Жиренко, Е.В.Лапина: «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию», Москва, «Вако», 2007г.

3.      Н.А. Лемяскина, И.А. Стернин: «Культура общения. Дидактические материалы», Воронеж, «Истоки», 1998г.

 

16 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий