Автор: Гаврикова Татьяна Владимировна
Страна: Луганская Народная Республика
Город: Вахрушево-2
Организация: Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики "Вахрушевский учебно-воспитательный комлпекс №1 "Гармония"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Классный час на тему «Дети и война»

 

Цель:

-  расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945г.г.;

- воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества; 

 - способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны.
Задачи: 

- развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности; 

- воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношению к пожилым людям, к традициям своего народа. 
Материалы:  фонограммы: «От Советского Информбюро», «Дети войны», «Священная война», «Катюша», «22 июня».


Ход  мероприятия

Учитель: Война... Задумайтесь, как это страшно – один народ убивает другой, человек убивает человека. 

Мы сегодня будем говорить о войне. О детях войны.

Но вначале давайте вспомним, а как называется эта последняя война с фашистами? 

Дети: ( Великая Отечественная война)

Учитель: Почему «Великая»?

Дети: (большая война, многие государства были втянуты в нее)

Учитель: Почему «Отечественная»?

Дети: (всё Отечество, вся страна поднялась на защиту Родины. И дети, и старики, и женщины помогали нашим войскам как могли…)

Учитель: Еще её называют II Мировая, так как в эту войну был вовлечен почти весь мир, многие государства мира воевали с фашистами. 

          Впрочем, это было так давно,

          Что как будто не было – и выдумано…

          Может быть, увидено в кино,

          Может быть, в романе вычитано…

Учитель:  Это все не выдумано.. Ведь сегодня среди нас живут пожилые люди, которым в годы войны было 8-12 лет и они наравне со взрослыми работали на полях и фермах, воевали в партизанских лесах и на линии фронта, приближая долгожданную Победу над фашистской Германией. «Дети войны» так сегодня их называют. Они встретили войну в разном возрасте. Вам сейчас 8 - 9 лет. Вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, вы никогда не слышали орудийного грома.  В этом году мы с вами отмечаем 70-летие со дня освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков.
Учитель:  Итак, начнем с предыстории… 

Лето. Был обычный выходной день - суббота. После трудовой недели миллионы советских людей  отдыхали, веселились. У выпускников  школ был выпускной бал. Они пели, танцевали и были счастливы. И вдруг среди ясного неба грянул гром: по радио передали весть о внезапном и неожиданном вторжении фашистской Германии…

Мирно страна проснулась

В этот июньский день,

Только что развернулась

В скверах её сирень.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова…

Голос уверенный, строгий

Сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге

Заполыхала война.

Звучит фонограмма сообщения «От Советского Информбюро».

ФОНОГРАММА «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА

 Учитель:  А теперь представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как Вы. Каникулы. Лето. Тепло. И вдруг – война….(звук «Гром бомбы») 
Учитель: Эта Война отучила их плакать. Дети теряли родителей, братьев и

сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – фашистские застенки. 

       Всюду висели плакаты, призывающие на фронт. 
Фабрики и заводы страны остались без рабочих.  В суровые дни войны, рядом с взрослыми, вставали дети.  Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах,

дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Ушли на фронт родители

Отчизну защищать,

А нам - детишкам маленьким-

Картошку убирать.

Девчоночья бригада

Десять-двенадцать лет,

Но выполняли честно мы

Родительский завет…

Вязали варежки, носки,

На фронт их отсылали,

И тем победу над врагом

Коварным приближали.

Учитель:

Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы

Ученик: 
А мы не будем памяти перечить,
И часто вспоминаем дни, когда,
Упала им на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда,
Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
В годы войны было горя много,
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах,
Оставляла война сирот.

Ученик: 
Был серебряным смех девчонок.
Но его заглушила война.
Дети войны…. Как  же выжили вы?
Дети войны…. Устоять, как смогли?
Учитель: Дети войны…. Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои…! Многие дети остались на, захваченных землях, и среди них находилось немало отважных героев, которые боролись с врагом. Они участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков, а также при проведении подпольной деятельности; из юных партизан особо известны Марат Казей, Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик, Саша Бородулин и другие.

          Саша Бородулин.  Когда однажды его отряд попал в окружение, Саша остался в числе пяти добровольцев, вызвавшихся прикрывать отход товарищей. Отряд прорвался, но группа добровольцев погибла. Последним погиб Саша. Он подорвал себя и нескольких фашистов гранатой.

          Лёня Голиков уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве железнодорожных и шоссейных мостов. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".

          Зина Портнова.  Работая в столовой немецких офицеров, отравила пищу. Во время разбирательств, чтобы доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива. На одном из допросов в гестапо, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была поймана. После пыток была расстреляна в тюрьме.

          Марат Казей был разведчиком у партизан. Он ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Подрывал эшелоны. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, пока были патроны, а когда магазин опустел, взял в руки две гранаты. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
          Выступление ветерана войны:

Дети на войне…. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попали на войну, расстались с детством навечно. Благодаря подвигам этих детей мы с вами сейчас спокойно живем и радуемся теплу, свету….  Так давайте же почтим память этих героев МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ…

Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим….
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым! (звук Метронома)

Учитель: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.  Часть детей фашисты травили газом, а часть закапывали живыми. Гитлеровцы, казнили и мучили людей, увезли на каторгу в Германию. Изверги не щадили даже детей. В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. В крематории немцы бросали живых детей в раскаленные печи. Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто.
Стихи рассказывают учащиеся: 


1: По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих детей.
Что заставила плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я знаю войну.
2: По рассказам и книжкам я вижу войну.
Вижу стены, разорванный бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
3:  По рассказам и книжкам я слышу войну.
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Слышу вздох партизан, затихших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу войну.
4: Я не знаю войны, да зачем она мне?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде.
Знали б лишь о прошедшей войне.

Песня «Катюша»

На планете сейчас неспокойно,
Но мы верим в цветенье весны.
Не нужны нам «звездные войны»
Пусть нам снятся «звездные сны»!


Дети складывают из белой бумаги поделку «Голубь - символ мира» для подарков ветеранам.
Учитель: Но детство – это такая пора, когда человек тянется к миру и радости. Поэтому, несмотря ни на что, дети ходили в школу, играли на улице, дружили и сорились. Но только военные дети очень быстро взрослели. Взрослели их глаза, их души, их восприятие мира. Нельзя забывать те годы. Почему? А чтобы такого больше не повторялось, чтобы не допускать новой страшной беды. Чтобы знать, что все равно добро побеждает зло, но иногда слишком большими потерями.

Учащиеся читают:

Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом.
Дети войны - и дыбом волосы -
На челках детских седые полосы.
Земля омыта слезами детскими
Детьми советскими и не советскими.
Их кровь алеет на плацах маками,
Трава поникла - где дети плакали.-
Дети войны - и боль отчаянна!
О, сколько надо им минут молчания.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна….(Ю. Воронов)

Дети  несут цветы к памятнику героев.

 

32 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий