Автор: Матвеева Нина Яковлевна
Страна: Российская Федерация
Город: село Киртели
Организация: МБОУ "Киртелинская СОШ" Тетюшского муниципального района РТ
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Методическая разработка классного часа "Герой моей малой Родины"

 

Пояснительная записка

Данная методическая разработка классного часа посвящена землякам, участникам  Великой Отечественной войны и Герою Советского Союза Родионову Петру Зиновьевичу.

Цель: 

Посредством проведения классного часа «Герои моей малой Родины»  показать участие жителей  населенных пунктов Киртелинского сельского поселенияТетюшского района Республики Татарстан  в Великой Отечественной войне.

Определить проявления героизма земляков в годы войны.

Рассказать о подвиге Героя Советского Союза Родионова Петра Зиновьевича и отметить на карте места его боевой славы.

Задачи:

Воспитать патриотические чувства у учащихся, любовь к своей  малой Родине,  признательность погибшим, желание и готовность встать  на защиту Родины.

Совершенствовать  знания  учащихся   о  воинской  славе  России  на  основе  изучения   военногоподвига земляков.

Совершенствовать умение работать с исторической картой.

Закрепить   навыки  общения и   умения выражать  свои  мысли.

Ожидаемые результаты:

Классный час позволит:

- приобщить учащихся к истории родного края, познакомиться с героическими страницами земляка Героя Советского Союза Родионова П.З.;

- привить учащимся умение самостоятельно добывать необходимые знания из различных источников;

- сформировать чувство долга перед погибшими;

- вызвать желание продолжить сбор информации о земляках-участниках Великой Отечественной войны;

Оборудование:  оформление на школьной доске, портрет Родионова П.З., презентация «Классный час «Герои моей малой Родины», карта «Великая Отечественная война 1941-1945 г.»,  свечи,  красные звёздочки.

Аудитория: учащиеся 8 класса.

Место проведения: школьный кабинет истории.

Форма проведения:  классный час.

Методы и приемы: беседа, демонстрация презентации,  сообщения учащихся, практическая работа.

План:

1. Организационный момент.

2. Погружение в классный час.

3. Основная часть – презентация на тему «Герои моей малой Родины».

4. Практическая работа

5. Подведение итогов.

 

Карта классного часа:

Этапы классного часа

Действия учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1.Организационный момент

(1-2 минуты)

Приглашает к работе

Определяют свое место в кабинете

Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное  сотрудничество

II. Погружение в классный час

 (4 мин.)

Постановка задачи: определить тему и цель классного часа

Работа со стихотворением          Е. Аграновича «От героев былых времен не осталось порой имен…»

Познавательные: определение темы и выдвижение цели, задачи
 

III. Основная часть: демонстрация презентации, сообщения учащихся

(30  мин.)

Регулирует  очерёдность сообщений  учащихся

Слушают сообщения учащихся

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися

 

IV Практическая  работа

(5 мин)

Предлагает учащимся определить на карте  места боевого пути Родионова П.З.

Учащиеся располагают звёздочки на места боевого пути Родионова П.З.

Регулятивные:

• запоминать и удерживать информацию, •выполнять действие по заданному правилу;

Коммуникативные:
- прослушивание ответов своих одноклассников;

Личностные:

 саморегуляция

V. Подведение итоговклассного часа

(4 мин)

-Какую ставили  задачу?

- Удалось ли ее решить?

- Что понравилось на классном часе?

Выделение  активных участников классного часа

Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи.

 

Ход классного часа:

  1. Учитель: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь по удобней. Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа.
  2. Учитель: Ребята, на столах перед вами стихотворение Евгения Аграновича. Прочитайте его.

«От героев былых времен не осталось порой имен, —
Те, кто приняли смертный бой, стали просто землей и травой.
Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещаный одним, мы в груди храним.

Посмотри на моих бойцов, целый свет помнит их в лицо,
Вот застыл батальон в строю, снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти — трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки поднимался, как один, те, кто брал Берлин.

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно Высший Суд для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть».

Учитель:  Какая тема затрагивается в этом стихотворении? ( Ответы учащихся.Тема героев войны, участие в войне, подвиг человека на войне, память павшим на войне...)

Учитель: В годы войны на защиту Родины вместе со всей страной встали и наши земляки. Ребята, знаете ли вы наших односельчан, земляков - участников Великой Отечественной войны? Назовите их имена. (Ответы учащихся).

Учитель:   Молодцы, ребята,вы знаете односельчан – участников войны. Знаете о подвигах, которые они совершили. Называете их героями. А кто такой герой в вашем понимании? (Ученики отвечают).

Учитель: Давайте вместе подумаем: о чем, о ком мы будем сегодня говорить? (Ответы учащихся.О наших земляках-участниках Великой Отечественной войны, о их подвигах). Ребята, давайте вместе определим тему нашего классного часа. (Учащиеся определяют тему классного часа).

Учитель: Зачем же  нам это надо?  (Учащиеся формулируют цель).

Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему мы сегодня проводим классный час на тему «Герои моей малой Родины». (Учащиеся отвечают). Правильно. В  соответствии с Указом Президента Российской  Федерации №327  от 8 июля  2019  г.  2020-й  год  в  Российской  Федерации  объявлен  Годом памяти и славы. Почему? (Учащиеся отвечают). Совершенно верно. 2020 год – это год 75-летия Великой Победы. А 2019-2020 учебный  год для нас - год подготовки и празднования  75- летнего  юбилея Победы  советского  народа  в  Великой Отечественной  войне. И должны мы встретить эту дату достойно: отличной учёбой, большими успехами и познавательными мероприятиями. Этой  знаменательной  дате посвящен  наш сегодняшний классный час «Герои моей малой Родины».

3. Основная часть: Презентация «Герои моей малой Родины».

Учитель: Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…
Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей…
Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей…
Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну…
Тем, кто навеки безымянный канул в фашистском плену…
Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов…
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов…
Тем, кто ушел в бессмертие и победил,

посвящается…

Учитель: Жители Киртелинского сельского поселения как и весь советский народ встали на защиту своей страны.Почти во всех битвах Великой Отечественной войны принимали  участие наши земляки. Ребята, а вы знаете, сколько человек ушли на фронт из наших сёл, сколько вернулись, сколько погибли? Откуда можно узнать об этом? (Учащиеся отвечают).

Слайд 7

Сообщение учащегося: По данным архивных книг Киртелинского сельского поселения за годы войны ушли на фронтвсего 505 человек. Погибли, не вернулись домой 347 человек:

- из села Киртели ушли на фронт 218 человек, погибли 147 человек,

- из села Кадышево ушли на фронт 230 человек, погибли 166 человек,

- из посёлка Красный Восток ушли 19 человек, погибли 11 человек,

- из посёлка Васильевка ушли 38 человек, погибли 23 человека.  

Учитель:Советский народ ценой неимоверных усилий  сумел  разгромить  врага,  однако  заплатил  за  это  огромную  цену. Общие людские потери  СССР  в ходе войны составили 26,6 млн.  человек. Каждый день войны стоил жизни  более чем  18-ти тысячам человек на фронтах войны, от рук карателей в зоне оккупации и в гетто,  в подполье и в партизанских  отрядах,  на  каторжных  работах  и  в  газовых  камерах  лагерей смерти...  Это 782 человека ежечасно,  13  человек ежеминутно...  Представьте себе:  каждые  5  секунд  на  войне  погибал  один  человек...  Это  страшные цифры.  За  ними - миллионы  изломанных  и  искалеченных  судеб,  горе  и страдания  сирот,  вдов,  матерей,  невест... 

Нет  такой  российской  семьи, которую война обошла бы стороной...

Учитель объявляет МИНУТУ МОЛЧАНИЯ.                                            

Учитель:Всё дальше уходит Великая Отечественная война, всё меньше и меньше его героических участников. Вот и на территории Киртелинского сельского поселения не осталось участников этой войны. Ребята, а вы знаете, кто из участников войны последним ушёл от нас. (Учащиеся отвечают). Да, правильно. Это житель села Киртели Видманов Владислав Алексеевич. Давайте, ребята, вспомним его, нашего последнего участника войны.

Слайды 8,9

Сообщение учащегося: Видманов Владислав Алексеевич родился 14 октября 1924 года в селе Киртели (ныне Тетюшский район Республики Татарстан). Окончилсельскую школу. Выучившись на тракториста, он очень рано начал свою трудовую деятельность. Но началась война. Ушёл на фронт отец. Все тяготы деревенской жизни легли на плечи шестнадцатилетнего парня. А в душе Владислава Алексеевича кипела ненависть к врагу, хотелось идти в бой. И 20 августа 1942 года его призвали в райвоенкомат и отправили на учения в Ивановскую область. Зачислили его в 17 гвардейский полк (теперь это 27-ая мотострелковая дивизия).

     Проучившись три месяца, его направили на защиту Сталинграда. Было трудно и страшно, но любовь к Родине была сильнее. Он вспоминал: «Трудно выделить какой-то один бой – каждый раз бились до последней капли крови. В бой уходил взвод, а возвращались 5-10 человек. Каждая улица, каждый дом были огневым рубежом». Не смог уберечься на поле боя солдат. 17 января 1943 года Владислав Алексеевич получил осколочное ранение в ногу. Долгие месяцы пролежал в разных госпиталях, но от демобилизации отказался. Зачислили его в отряд особого назначения. Победу встретил Владислав Алексеевич в Братиславе на реке Одер. 23 ноября 1946 года вернулся домой, где встретили его отец и мать, сестренки и братишки, ждала любимая. Через год он женился. Вместе с супругой Раисой Никитичной вырастили и воспитали шестерых сыновей и двух дочерей. Владислав Алексеевич награждён орденами и медалями. Умер он 16 июля 2016 года.

Учитель: Много таких героев на нашей земле, на нашей малой Родине. Всех мы их знаем поименно. Знаем и гордимся ими. Ратный подвиг наших земляков высоко оценила Родина. Многие из них награждены правительственными наградами. А один наш земляк, житель села Кадышево, Родионов Петр Зиновьевич удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Ребята, вы много слышали о нём. Но мы сегодня ещё раз поговорим о Родионове, потому что он, да и все наши земляки достойны, чтобы их знали, помнили и гордились ими, потому что это наша история, история нашей Родины.

Перед вами, ребята, сегодня стоит непростая задача: вы сначала прослушаете рассказ о Родионове П.З., а потом на карте «Великая Отечественная война 1941-1945 г.» звёздочками  отметите места, где сражался наш Герой-земляк. 

Сообщение учащегося:Родионов Петр Зиновьевич родился 26 апреля 1923 года в селе Кадышево (ныне Тетюшский район Республики Татарстан). В 1942 году был призван в армию. С этого же года участвовал в Великой Отечественной войне. На фронте ему пришлось быть и пулеметчиком стрелкового отделения, и командиром стрелкового отделения, и артиллерийским разведчиком. Доблестно воевал Родионов любым оружием, но особеннопроявил себя в 1944 году, когда стал разведчиком батареи миномётного полка. Войска готовились форсировать Тису. Родионову было приказано одновременно с пехотой переправиться на противоположный берег реки. Не найдя никакой лодки, Пётр решил плыть на простом бревне:

- Тиса не Волга, переберусь.

     Дождавшись сумерек, он благополучно переправился. Однако здесь ему пришлось сразу же встретиться с противником. Петр бесстрашно вступил в сражение с большой группой врагов и вышел победителем.

     Продвигаясь берегом реки, Петр оказался рядом с позицией вражеского пулеметчика. Связавшись по радио с батареей, Родионов сообщил данные о вражеских огневых точках. Минометчики начали бить по указанным целям, облегчая переправу стрелковых частей.

    Противник неоднократно поднимался в контратаку. Петр вместе со стрелками и пулеметчиками вел огонь по врагу. За ночь Родионов уложил из своего автомата не менее 25 вражеских солдат.

     Когда началось наступление за Тисой, минометный полк переправился на правый берег, где продолжал поддерживать пехоту. Противник отступал, но временами бросался в контратаку. 13 октября враг вплотную подошёл к позициям батареи.

     Минометчики, заняв круговую оборону, отбивались автоматами, гранатами. Патроны были на исходе. Тогда Родионов, выскочив из своего окопа, вступил в рукопашную схватку с врагом. Товарищи поддержали его. Из этой схватки миномётчики вышли победителями. Сержант Родионов в этом бою лично уничтожил 15 фашистских солдат. Его решительность и смелость спасли батарею.

     В новом бою Петр Родионов был ранен. А 24 марта 1945 года, когда Петр Зиновьевич Родионов уже вновь был в строю, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

      В 1946 году его демобилизовали. Жил он в селе ТастинскоеАмантогайского района Тургайской области (Казахстан). Работал учителем. Награждён орденом Ленина, медалями.

     Умер 26 июня 1978 года. Именем героя в селе Тастинское названа улица.

Учитель: Ребята, в селе Кадышево, где родился Герой Советского союза Родионов П.З., есть обелиск павшим воинам в годы Великой Отечественной войны. А 9 мая 2019 года в селе был торжественно открыт новый обелиск, где центральное место занимает портрет Героя. Находятся эти обелиски на улице Победы. Ныне живущее поколение помнит и чтит своих Героев.

Учитель: Славный боевой путь прошел Пётр Зиновьевич Родионов – от Волги до Праги. С 14 апреля 1942 года он в рядах Красной Армии. С 5 по 26 декабря 1942 года воевал на Центральном фронте. 26 декабря 1942 года был тяжело ранен. После излечения сражался в 27-ой минометной бригаде 5-й гвардейской артиллерийской дивизии прорыва РГК. На Западном фронте участвовал в Смоленской стратегической операции – Спас-Деменской (7-20 августа 1943 г.), Ельнинско-Дорогобужской (28августа-6 сентября 1943 г.) и Смоленско-Рославльской (15 сентября-2 октября 1943 г.). Так же принимал участие в Оршанской (12 октября-2 декабря 1943 г.), 1-й и 2-й Витебской наступательной операции (23 декабря-13 марта 1944 г.).Воевал на Карельском перешейке, участвовал в Выборгской наступательной операции (10-12 июня 1944 г.). После этого дивизия передислоцирована на 2-й Украинский фронт, где участвовала в Ясско-Кишенёвской операции на территории Молдавии и Румынии, в Бухарестско-Арадской наступательной операции (30 августа-3 октября 1944 г.). Пётр Зиновьевич принимал участие при освобождении Будапешта, Вены, Братиславы и Праги.

4. Практическая  работа.

Учитель:Ребята, перед вами звездочки. Исходя из услышанного о жизни, о боевом пути Героя Советского Союза Родионова Петра Зиновьевича укажите звездочками на карте  «Великая Отечественная война 1941-1945 г.»  места, где он сражался. Даю вам листочки, на которых написаны названия стратегических военных операций, где участвовал Родионов П.З. (Учащиеся крепят красные звёздочки в местах, где воевал Родионов П.З.)

Учитель: Молодцы, ребята, очень хорошо поработали сегодня. Многое вспомнили, многое узнали. Скажите пожалуйста, ради чего воевали наши прадеды, наши земляки, односельчане, ради чего не жалели жизни, ради чего погибали? (Ответы учащихся). Правильно: ради нас, ради жизни, ради ПОБЕДЫ.

Давайте сейчас посмотрим небольшой документальный фильм о победе. Вы, ребята не просто смотрите, но и запоминайте, даты, имена, события, чтобы знать и помнить, о чём говорится в этом фильме.(Просмотр фильма «Победа»).

5. Подведение итогов классного часа

Учитель:

- Ребята, какую задачу мы ставили в начале классного часа?

- Удалось ли нам решить эту задачу?

- Что вам понравилось на классном часе?  (Ответы учащихся)

Учитель: Ребята, мы сегодня много говорили о павших на полях сражений, о тех ветеранах, кто ушёл уже после войны. В их честь зажжём свечи памяти.  (Зажигают свечи памяти).

Учитель: Ребята, сегодня все хорошо работали. Спасибо всем.

Учитель: Ребята, никогда не надо останавливаться. История не заканчивается, она продолжается. Изучайте историю родного края, историю своего села, своей семьи. Вам задание: определить места сражений или гибели ваших родственников-участников  Великой Отечественной войны. Потом вместе эти места отметим на карте. Спасибо.


Источники:

  1. https://ru.wikipedia.org/
  2. https://knigapamyati87.jimdo.com/
  3. https://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/vse_voiny_rossii/20_vek_07_shkolfilm.htm.
  4. https://knigapamyati87.jimdo.com/
  5. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=19286
  6. Герои Советского Союза – наши земляки. Кн.2. – Казань: Татарское книжное издательство, 1984. -232 с.
  7. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред.ред. коллегии И.Н. Шкадов — М.:  1988. — Т. 2, 863 с. 
  8. День Героев Отечества// Авангард. – 2008. -5 декабря. – с.1
  9. Жизнь, ты помнишь солдат, что погибли тебя защищая! // Авангард. -2000. -6 мая, -с.2
  10. Книга Героев. – Казан; Татарское книжное издательство, 2000. – 395 с.
  11. Котков В. Вечная слава // Авангард, - 1997. – 8 мая. –с.2
  12. Наши земляки – герои // Авангард. – 16 апреля. –с.4
  13. Татарский энциклопедический словарь. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998. – 703 с.
  14. Татарстан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Казань: Книга Памяти, 2000. – 339 с.
  15. Ханин Л. Герои Советского Союза – сыны Татарии. – Казань: Татарское книжное издательство, 1963. – 680 с.
88 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий