Автор: Илясова Юлия Дмитриевна
Страна: Российская Федерация
Город: Cафоново
Организация: МБДОУ №5
Проект: Вне проекта

Педагогический проект "Салфеточная аппликация в младшей группе"

 

          «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…»

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

 Для детей в младшем дошкольном возрасте большое значение имеет развитие мелкой моторики рук. Движения пальцев тесно связаны с речевой функцией, поэтому необходимо тренировать их достаточно рано.   Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Ловкими пальчики малыша станут не сразу, ему в этом надо помочь. Именно аппликация весьма актуальна для развития и тренировки движения пальцев.       К тому же младший дошкольный возраст – период новых разноплановых открытий для детей. Они начинают выделять себя из окружающего социума, формируют новое отношение к себе и к окружающим. Возраст от 3 до 4 лет является сензитивным для развития познавательных процессов. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе ваятеля, художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с салфетками.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с салфетками, потому что она легко поддается обработке. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами

         Я использую в своей работе нетрадиционные формы организации работы в виде скручивания, смятия и обрывания салфеток

         Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления креатива. Такие занятия вызывают особо живой интерес. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На занятиях с применением нетрадиционных техник аппликации дети не ограниченны в возможностях выразить свои мысли, чувства, переживания, настроение. Актуальность проблемы формирования творческих способностей детей методами нетрадиционной аппликации обусловила необходимость создания моей программы и ее внедрение в практику работы. Салфеточная техника имеет очевидные плюсы – выполняется легко и выглядит эффектно.

  Аппликация делается из салфеток, потому что они более мягкие, чем бумага и им                 легче придавать форму. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Из всего выше сказанного вывод: программа разработана по следующим направлениям:

  • Художественно – эстетическое
  • Познавательно – речевое
  • Социально – личностное

Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа проводится естественно, не возникает психического напряжения.

Проблема: наблюдая за детьми в младших группах детского сада, я заметила, что у многих детей недостаточно развита моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку, другие собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи застёгивать застёжки и липучки на одежде, не говоря уже о пуговицах и шнурках. Проблемы развития мелкой моторики

   ЦЕЛЬ: Развитие художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через салфеточную аппликацию

 

. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • учить основным приемам салфеточной аппликации (сминание, скатывание в комок); формировать умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
  • обогащать сенсорные впечатления дошкольников (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • укреплять связи между мыслительной деятельностью и восприятием окружающего мира (дать знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке);
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.

       РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать у детей способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения
  • Развивать речевые навыки;
  • развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;
  • развивать умение общаться, договариваться между собой, действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату;
  • развивать аккуратность и усидчивость, самостоятельность.

       ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

  • знакомить с новым видом искусства - выполнение аппликации из разноцветных салфеток, которая учит их художественному созданию узора, развивает воображение и мелкую моторику рук.  

     ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  •  учить умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

     ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:

  • Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающих технологий, благотворно влиять через салфеточную аппликацию на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

Участники:

  • Дети младшей группы.
  • Воспитатель.

Направленность:

  • познавательно-речевая деятельность;
  • изобразительная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • практическая деятельность.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

  1. Консультации
  2. Выставка детских работ

  Работа с родителями - одно из важнейших направлений в моей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму.

  Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.  Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики является их участие в вечернее время, где они могут познакомиться с методом и приемом работы.  К сожалению, не всегда родители понимают важность художественного творчества и не владеют приемами обучения, я провожу с ними консультации и беседы. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы.  Родители очень удивлены и восхищены таким нетрадиционным методам деятельности детей.  Для воспитателя особенно приятно видеть, как родители радуются вместе со своими детьми выполненными работами, с каким восторгом, восхищением отзываются о работах. Что способствует эмоциональному настрою детей и    дальнейшей заинтересованности в творчестве.

Результативность:

1.        Развивается творческий потенциал детей.

2.        Дети получают радость от сотворчества.

3.        Дети осваивают нетрадиционную   технику в продуктивной деятельности.

4.        Формируется устойчивый интерес у детей к творчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности.

5.        У родителей проявляется повышенный интерес  к  творчеству  детей.

 Возрастные особенности детей 3-4 лет.

Развитие происходит постепенно. Это происходит последовательно, начиная от периода новорожденности.  Ребенок, начинает брать и удерживать предмет, перекладывает предмет, например, какую -либо игрушку из руки в руку. Начинает узнавать предметы на расстоянии. При захвате предмета участвует большой палец и конечные фаланги других. В игре ребенок начинает исследовать предметы различными путями. В возрасте 1.6 -3 года у ребенка формируется зрительное восприятие предметов. А также появляется преобладающая рука, которая со временем может меняться. В возрасте 3-4 года ребенок должен уметь обводит по конурам, хорошо брать мяч.

 В 3-4 года четко держит карандаш или ручку пальцами, собирает и строит различные постройки с кубиков и многое другое

           Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста(3-4лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Занятия кружка проводятся 1 раз в 2 неделu длительностью 15 минут во второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми может меняться в зависимости от ситуации и желания детей. На занятиях осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

 В соответствии с внедрением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы техника салфеточной аппликации является эффективным способом реализации интеграции образовательных областей в совместной деятельности педагога и детей.

 Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

На первом этапе работы создаются с детьми одноцветные аппликации, затем добавляются основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый.  Постепенно расширяются цветовой спектр (оранжевый, фиолетовый, сиреневый, голубой, розовый) и оттенки цветов (нежно сиреневый, светло голубой, ярко оранжевый, бледно-голубой). Постепенно усложняется рисунок, что требует внимания, аккуратности и точности в работе.

На первом этапе овладения салфеточной аппликацией кусочки салфеток должны быть побольше, чем в дальнейшей работе. Когда дети научатся более плотно скатывать комочки из кусочков салфеток, можно уменьшать их размер.   Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, плотно к друг другу приклеивая на клей ПВА на определенные места. Со временем большие и маленькие комочки становятся более плотными.

          Срок реализации программы 1 год (2017-2018)

           Ожидаемые результаты работы

1 Дети познакомятся с разными свойствами бумаги.

2 Научатся приёмам сминания, разрывания бумаги, наклеивание готовых фигурок.

3 Усовершенствуются навыки работы детей с бумагой и клеем, которые способствуют развитию интереса и положительного отношения к этому виду деятельности.

4 Сформируются побуждающие чувства детей к деятельности и достижению результата.

           Итогом в реализации программы является выставка детских работ в детском саду.

          Организационный раздел:

Материально- техническое обеспечение:

Музыкальный центр, видеоаппаратура.

Фотоаппарат

Цифровой проектор

 Медиотека (аудио- и CD диски) .

 Книги и иллюстрации.

Материалы для продуктивной деятельности (наборы цветной бумаги, картона, гофрированной бумаги, клей, кисти, кленки, салфетки и др)  

Наборы образцов.

 Методическая литература

 

II. Учебно - тематическое планирование.

Тема занятий

Из них(минут)

теория

практика

CЕНТЯБРЬ

  1. 1

Игрушки(пирамида)

5

10

  1. 2

Яблоки на яблоне

 

5

10

OKТЯБРЬ

  1. 3

Тучка и дождик

 

5

10

  1. 4

Осень золотая (коллективная работа)

 

5

10

ΗΟЯБРЬ

  1. 5

Бусы

 

5

10

  1. 6

Рамка для фото (ко Дню матери)

 

5

10

ДЕКАБРЬ

  1. 8

Снег идёт

 

5

10

  1. 8

Праздничная ёлочка

 

5

10

ЯΗBAPЬ

  1. 17

Зайка серый стал белым

5

10

  1. 9

 Снеговик

5

 

10

ФЕВРАЛЬ

  1. 10

Светофор

5

10

  1. 11

Подарок папе кораблик

5

10

МАРТ

  1. 12

 

Цветы для мамы

5

10

 

  1. 13

Солнышко

5

10

 

АПРЕЛЬ

 

  1. 14

Бабочка

5

10

  1. 16

Любимые мультипликационные герои (коллективная работа)

5

10

МАЙ

  1. 16

Праздничный салют (коллективная работа

 

5

10

  1.  

Ветка сирени

 

5

10

           

 

Количество воспитанников: 10

    • Овинова Дарья
    • Сазонова София
    • Афонина София
    • Столярова Маша
    • Ананченков Егор
    • Акаев Кирилл
    • Солдатенкова Алена
    • Сюрина Владислава
    •  Пронченков Матвей
    • Хомчукова Оля

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

  • Самостоятельно использует салфетки
  • Самостоятельно создает изображения, используя салфеточную аппликацию;
  • Подбирают цвета, соответствующие изображаемым предметам
  • Аккуратно пользуется клеем
  • Аккуратно и точно выполнять работу по аппликации.
  • У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.

 


ЛИТЕРАТУРА

  1. Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009
  2. Невилько Н. Волшебные салфетки - Обруч,2003, №
  3. Жукова О. Дошкольный возраст: о ручной умелости. -            Дошкольное воспитание, 2008 №8
  4. Синицина Е.И. Умные пальчики. – М,1999
  5. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы 2011г.
  6. Рябко Н.Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольников – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие. М.,Педагогическое общество России, 2007 год.
  7. Садилова Л. А. «Поделки из мятой бумаги».
  8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  9. Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей.
  10. Интернет- ресурсы http://stranamasterov.ru/user

ДИАГНОСТИКА:

Ф.И

(ребенка)

Создаёт изображения из готовых комочков (салфеток)

 

Подбирает цвета,

соответствующие изображаемым предметам

Аккуратно пользуется клеем

 

Умеет аккуратно и точно выполнять работу по аппликации.

Итог

 

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Овинова Дарья

1

2

2

2

2

2

1

2

6

8

Сазонова София

1

2

1

1

0

1

0

1

2

5

Столярова Маша

1

2

1

1

2

2

2

2

6

7

Ананченков Егогр

1

2

0

1

0

2

1

2

2

7

Акакев Кирилл

2

2

1

2

2

2

1

2

6

8

Сюрина Влада

1

1

0

1

0

1

0

1

1

4

Хомчукова Оля

1

1

0

1

1

2

1

2

3

6

Павлюк Миша

0

1

0

1

1

2

1

2

2

6

Солдатенкова А.

0

1

1

2

1

2

1

2

3

7

Ермакова Настя

0

1

2

2

1

2

1

2

4

7

 

Присеваемые балы

 2 балла

1 балл

0 баллов

Сумма баллов

8-6 баллов

5 - 3 балла

2 - 0 балла

Уровень показателей

высокий

средний

низкий

Процентное соотношение уровня развития детей согласно диагностики

На начало года

Высокий уровень: 30%

Средний уровень:30%

Низкий уровень:40%

 

На конец года

Высокий уровень : 80%

Средний уровень:20%

Низкий уровень:0%

 

По результатам диагностики выявлено что у детей усовершенствовались навыки работы детей с салфетками и клеем, которые способствуют развитию интереса и положительного отношения к этому виду деятельности. Ребята стали более усидчивыми, стали стремиться довести начатое дело до конца, активизировалась речевая активность.

46 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий