По книге  Д.Я. Гусарова « За чертой милосердия»

  Ход  мероприятия:

  1. Вступление:

( Приложение №2)

  а) Учащиеся рассажены в круг, на столе разложены  карточки с надписями:

Милосердие, Грусть, Горечь, Испуг, Ужас, Бесстрашие, Надежда, Храбрость

Изолированность, Злость, Доброта, Жалость, Героизм, Обида, Напряжение

      Преданность, Беспокойство, Глупость, Раскаянье

        б) Учащимся  читается отрывок из книги:

       «…..Жи­вяков по­мол­чал и вдруг, по­низив го­лос, ска­зал:

— Ко­вер­ский за жрат­вой со­бира­ет­ся, ког­да стем­не­ет. Пой­дешь с ним?

— Ку­да?

— Ту­да, — кив­нул он го­ловой впе­ред. — Ку­да еще?

Ва­ся сра­зу до­гадал­ся, что име­ет в ви­ду Жи­вяков. Он и сам мно­го раз по­думы­вал, что в рюк­за­ках у уби­тых еге­рей на­вер­ня­ка есть хар­чи и неп­ло­хо бы доб­рать­ся до них. Но как? …….

— Ну как, Чут­кин? Пой­дешь?

— Но­га у ме­ня…

— Что но­га? Бе­гать не при­дет­ся. По-плас­тун­ски на­до. А мы огонь­ком прик­ро­ем. Я сю­да пу­лемет выд­ви­ну, со­седей поп­ро­шу под­держать. Жрать-то, по­ди, хо­чет­ся?

— Бу­дет при­каз — пой­ду…

— При­каза не бу­дет. Кто ж в та­ком де­ле при­казы­вать ста­нет? Тут де­ло доб­ро­воль­ное. Ко­вер­ский вон сам поп­ро­сил­ся.

— Лад­но, — ска­зал Ва­ся и тут же по­жалел, что сог­ла­сил­ся.

— Го­товь­ся. Свой ме­шок здесь ос­тавь. Я ска­жу, ког­да на­чинать. Мо­жет, те­бе ав­то­мат луч­ше взять? Хо­тя не на­до, у Ко­вер­ско­го ав­то­мат…………

Со ска­лы его за­мети­ли.

— Чут­кин, ты? — ус­лы­шал он го­лос Жи­вяко­ва.

— Я, — сла­бо отоз­вался Ва­ся.

Двое спус­ти­лись вниз, под­хва­тили плащ-па­лат­ку, пол­зком быс­тро утя­нули ее, а Ва­ся, как бы не ве­ря, что все кон­чи­лось, про­дол­жал ле­жать, и мел­кий дождь при­ят­но смы­вал с ли­ца ед­кий пот.

— Чут­кин, где ты? Ско­рей! — встре­вожен­но поз­вал свер­ху Жи­вяков.

И тут Ва­ся не вы­дер­жал, под­нялся в рост и за­шагал, хро­мая и по­шаты­ва­ясь, к ска­ле.

— По­лежи, от­дохни по­ка, — мяг­ко и со­чувс­твен­но ска­зал Жи­вяков, опус­ка­ясь ря­дом. — Зна­чит, так и не доб­ра­лись до хар­чей?

— По­чему не доб­ра­лись? Доб­ра­лись… Один рюк­зак сня­ли……..

Приш­лось рас­ска­зывать. Жи­вяков слу­шал, ки­вал го­ловой, а сам хму­рил­ся, со­пел и бе­зот­рывно смот­рел на Чут­ки­на.

— Вот уж во­ис­ти­ну го­ворят, — тя­жело вздох­нул он, — зас­тавь ду­рака бо­гу мо­лить­ся, он и лоб ра­зобь­ет… А я все ждал, ког­да же ты, Чут­кин, по­ум­не­ешь?

— Чё я опять не так сде­лал? Ты ска­жи!

— Те­бя, Чут­кин, я ведь за де­лом по­сылал. Не для то­го, чтоб лиш­ним кус­ком брю­хо на­бить. Это ты хоть взял ли в толк? Ты хоть ви­дел ли, ку­да Ко­вер­ско­го ра­нили?

— Чё, я сле­пой, чё ли?

— А ты зна­ешь, что с та­кой ра­ной че­ловек уже не жи­лец? Вот так-то… О жи­вых ты и не ду­мал! Та­щил се­бе мер­тве­ца, и нап­ле­вать те­бе, что без жрат­вы зав­тра все жи­вые не по­дымут­ся.

— Бро­сить на­до бы­ло, чё ли?

— За­чем бро­сать? — Жи­вяков по­мед­лил и на­шел­ся: — А вот ска­жи, па­рень, как бы ты пос­ту­пил… Вот ес­ли бы вас не за жрат­вой, а, до­пус­тим, мост взры­вать от­пра­вили, и Ко­вер­ско­го так же ра­нили. Ты что же — то­же на за­дание бы плю­нул и по­тащил бы его на­зад?

— Срав­нил — мост и жрат­ву…

— Ка­кая раз­ни­ца? За­дание есть за­дание. А для нас, мо­жет, жрат­ва те­перь по­важ­нее лю­бого мос­та… По­пали в та­кой пе­реп­лет, что дай бог хоть ко­му-ни­будь в жи­вых ос­тать­ся. Сам рас­су­ди: вы­ходит, Ко­вер­ский зря по­гиб, без поль­зы, и все из-за то­го, что ты слюн­тя­ем ока­зал­ся.

Ва­ся ни­как не хо­тел сог­ла­шать­ся с Жи­вяко­вым: бы­ло в рас­сужде­ни­ях от­де­лен­но­го что-то та­кое, что про­тив­но бы­ло его пред­став­ле­ни­ям о вой­не, о дол­ге и то­вари­щес­тве, од­на­ко най­ти ка­кой-то до­вод и воз­ра­зить он не мог и от­то­го чувс­тво­вал се­бя все бо­лее ви­нова­тым. Вы­лаз­ка за про­дук­та­ми ста­ла ка­зать­ся ему по­зором…»

в) Учащимся предлагается выбрать карточки из предложенных, которые, по их мнению, более четко характеризуют поведение героев прочтенного отрывка, с последующей аргументацией, почему они так решили.

( акцент делаем на слове МИЛОСЕРДИЕ)

г)  Учитель говорит, что данный отрывок взят из книги Д.Я. Гусарова « За чертой милосердия»; учащимся задается вопрос: Что такое милосердие?  Как они понимают, кто  такой  милосердный человек? (выслушиваем мнение учащихся)

д) Учитель дает определение, что такое милосердие  из большого толкового словаря (Слайд № 2)

2. Основная часть:

  а)  Биография Д.Я. Гусарова (Слайд №3)

          Уроженец деревни Тулубьево, что под Великими Луками Псковской области.

  • Молодой электросварщик, не дожидаясь призывного возраста, по комсомольскому призыву ушел в партизаны. Дмитрий Гусаров был бойцом отряда «Боевые друзья», действующего в Карелии, затем командиром отделения разведвзвода этого же отряда. За участие в боевых действиях партизанского отряда Гусаров награжден четырьмя боевым медалями.
  • В 1951 году в Ленинграде окончил Университет. Первая повесть «Плечом к плечу» была опубликована в карельском журнале «На рубеже» в 1949 году. В 1953-1957 годах выходит роман «Боевой призыв». Затем книги «Цена человеку» (1963) и «Три повести из жизни Петра Анохина» (1968).
  • Долгие годы (с 1954 по 1990) он был главным редактором журнала «Север».

       Главный его роман, сделавший автора  известным на всю страну «За чертой милосердия» вышел в 1977 году. Получил Государственную премию Карелии. ( Слайд №4)

       в)  Рассказ учителя о жанре книги

 Роман- хроника

(греч. chronika летопись), литературный жанр, содержащий изложение исторических событий в ихвременно́й последовательности. В отличие от дневника или исторического романа хроника изображает самход времени, а не переживания и конфликты людей. Сюжетообразующую роль играет само время, повествование строится как смена эпизодов, картин действительности.  ( Слайд №5)

 г)  Рассказ учителя о сюжете романа – хроники:

В книге Д.Я. Гусарова « За чертой милосердия» рассказывается об истории похода 593 партизан ( 1 партизанская бригада Карельского фронта – Слайд № 8 ) в тыл противника. События разворачиваются в лесах Медвежьегорского района Республики Карелия, оккупированных  финнами. С Карельского фронта Ставка вынуждена была забрать 3 дивизии, стаявшие на обороне.

 Была поставлена задача: ни в коем случае не допустить, чтобы противник, воспользовавшийся этим, мог снять с Карельского фронта      часть для перегруппировки и переброски. Партизанская бригада должна была, не обнаруживая себя преждевременными действиями напасть на штаб противника в Поросозере, захватить пленных и штабные документы, уничтожить живую силу.

  Из приказа Штаба партизанского движения при Военном  Совете Карельского фронта от 13 июня 1942 года город Беломорск (Слайд № 6)

     Командование рассчитывало, что противник отвлечет большие силы на преследование, а партизаны, после выполнения задания скрытно, лесами, вернутся к своим. Гусаров считает, что  замысел бригадного похода был серьезной тактической ошибкой неопытных штабистов, но героизм, преданность долгу и стойкость партизан, позволили исправить этот просчет.

    Большая  группа партизан (1- партизанская бригада Карельского фронта) под командованием уроженца  карельского села Паданы Медвежьегорского района КАССР  Ивана Григорьева (Слайд №7) была отправлена на секретное задание, прошла 500 верст невыносимо тяжкого пути, в условиях постоянного преследования (Слайд № 9); провела 26 больших и малых боев, совершила 5 прорывов через вражеское окружение. Партизаны пробирались по лесам и болотам, несли весь запас на своих плечах (Слайд № 11, 10,13,14,16). Финнам боеприпасы и продукты питания подвозили на грузовиках по лесным дорогам.

    Самый жестокий  бой произошел на лесистой горе, на высоте 264,9 , где отряд партизан  укрылся для ночлега и отдыха. Враг прижимал их к земле огнем сотен автоматов и пулеметов. От мин нельзя было спрятаться за камнями, они падали сверху и разбрасывая свои смертоносные осколки. Самый драматичный момент- переправа партизан через узкое лесное озеро - на  скоро сколоченных плотах партизаны стали живыми мишенями для финских самолетов. ( Слайд № 15) . Партизаны ценою жизней своих товарищей вырвались из смертельно опасного круга. Потери были велики 119 израненных, голодных, обессиливших бойцов выжили и прорвались к своим. Бригада совершила невозможное, выдержав напор превосходивших сил противника (593 партизана и 2500 финнов).

Напрасно, ли были жертвы? Конечно, нет! Отряд изматывал врага. Летом 1942 года финны были отвлечены от главного объекта Карельского фронта - железной дороги.

д) Рассказ учителя о месте следования партизанской бригады  и показ по физической карте Карелии мест, где проходили бои – Западно – Карельская возвышенность

  • Это часть хребта Маанселькя, второй по высоте район Карелии. Особенностью его рельефа являются цепи гряд, протягивающиеся с северо- запада на юго- восток. Наибольшей высотой и резкостью форм характеризуется центральная цепь, сложенная твердыми кварцитами. В межгрядовых понижениях находятся озерно- ледниковые равнины, озера, местами встречаются болота. Склоны  её покрыты хвойными и смешанными лесами. Горные  скалистые вершины большей частью заняты редким сосновым лесом. Самая высокая точка возвышенности 417,3 м- гора Воттоваара.
  •  Партизанская бригада вела бой на высоте 264,9м в 5 км юго- востоку от горы Воттоваары  ( Слайд №17,18)

е) Чтение учителем отрывков из романа Д.Я. Гусарова « За чертой милосердия»:

1. Описание Западно- Карельской возвышенности

«…..Двигаться становилось труднее. Путь медленно и почти незаметно шел все вверх и вверх; спереди, справа и слева виднелись высокие каменистые увалы- бригада уже втянулась в широкую полосу, которая на географических картах значилась как Западно- Карельская возвышенность. В другое время на это никто не обратил бы внимания : обычная гряда холмов с редкими высотами, чаще всего плоскими, с нагромождениями камней и со светлыми сосновыми борами, - но теперь каждый шаг давался с таким трудом, что подъемы и спуски были мукой…….»

     2.  Описание высоты 264,9м  – где произошел самый жестокий бой

«…..Высота  264,9 м — это широкое, вытянутое овалом плато с каменистым обрывом с севера и с пологими, мягкими спусками в другие стороны. С края обрыва открывается просторный вид на озера и болота внизу, на небольшую речку Тяжу, протекавшую слева, на соседние горы, темневшие на горизонте, — место чистое и светлое, где даже легкий ветерок сдувает мошкару и комаров, а огромные обомшелые валуны могут служить удобным укрытием при обороне…..»

Вывод: Путь партизанской бригады был тяжелый. В таких жестких условиях эти люди проявили стойкость, терпение, мужество, человеколюбие и каких усилий этого стоило - и физических и нравственных.

         ж) Работа учащихся в группах (чтение отрывков из романа Д.Я. Гусарова « За чертой милосердия» с последующими ответами на вопросы)

 1. Прочитать и пересказать  предложенный отрывок из книги.

 2. Обсудить в группе, о чем этот текст.

 3. Попробуйте  дать оценку поступкам и поведению героев.

             4.Можно ли считать их поступки милосердными?

              (  Приложение №1)

           з) Учитель читает отрывок из романа Гусарова « За чертой милосердия»

«……..Этот  его смех Вася даже теперь не мог с вспоминать без обиды. Да, не повезло ему с командиром отделения. Другой бы на месте Живякова радовался, что боец с больной ногой сам идет, другой, может, похвалил бы, подбодрил, поддержал, а этот будто боится, что у него помощи попросят, заранее рычит, чуть не силой подгоняет.

Вася попробовал представить себе, какая у него была бы жизнь, если бы на месте Живякова оказался другой человек, вспомнил все  свои многочисленные стычки с отделением, и вдруг совершенно неожиданная мысль пришла ему в голову:  а может, как раз наоборот, ему повезло с командиром.

 Если бы не Живяков, он, может, давно бы уже и раскис - еще там, на нейтральной полосе, когда попал в « доходяги», или теперь, когда подвернул проклятую стопу. Может, в боевой обстановке так и надо - быть беспощадным, и к себе, и к другим. Недаром в отделении у Живякова нет ни случаев голодной смерти, ни « доходяг», которых надо тащить. Все идут, все держатся……

Вывод: Милосердие и доброта  на войне оказывается за чертой, необходимыми качествами для каждого. Делясь последними крохами, можно выжить, сохранив человеческое достоинство. Григорьев действует  не для себя, чести и слова, а для дорогих и близких, веривших ему людей, которых сюда на эту каменистую, обильно политую кровью высоту привел он.

 Роман Д.Я. Гусарова о высшей правде - о совести и нравственном выборе. По словам автора, многие поступки на войне были за чертой милосердия, но этого требовали обстоятельства.

3.Заключение

В настоящее время ведутся поисковые работы по пути следования 1-й партизанской бригады Григорьева, предлагаем Вам просмотреть видео об этой работе ( Приложение №3)

 На месте партизанских боев люди установили памятные знаки- это  Мемориал - Памятник воинам 1-й партизанской бригады ( на высоте 264,9м) и Памятник на месте боя партизанского отряда  село   Паданы Медвежьегорского района ( Слайд №23).

4.Минута Памяти

5.Рефлексия

Ответы на вопросы      ( Слайд №24)              

1.. Что нового Вы узнали сегодня на уроке?

2. Что оставило наибольшее впечатление?

3. Хотели бы Вы прочитать Д.Я. Гусарова

« За чертой милосердия»? 


приложение 1

приложение 2

3 Мне нравится
Поделиться:

Оставить комментарий