Автор: Малеева Жанна Рамадовна
Страна: Российская Федерация
Город: город Черкесск
Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования №11"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Разработка открытого классного часа "Урок Победы"

 

Цель проведения Урока Победы: 

-формирование патриотизма;
- воспитание российской идентичности школьников;
-воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы;
- за наш народ и героические страницы истории России;
- в том числе на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся;
- ветеранов и участников Великой Отечественной войны, на примере трудового подвига их родных и земляков в суровое военное время;
-воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

Задачи проведения Урока Победы:

1. Способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества, страны победительницы в Великой Отечественной и во Второй мировой войне.

2. Способствовать осмыслению школьниками таких духовно нравственных категорий, как Родина-мать, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.

3. Формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ощущение общности исторической судьбы народов России.

4. Формировать у обучающихся неприятие идей и практик расового, этнического, религиозного, политического превосходства, человеконенавистнических идеологий в контексте 75 летия Великой Победы.

5. Способствовать воспитанию семейно-родственной, локально региональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны.

Ожидаемые результаты проведения Урока Победы ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Личностные результаты образования:

- формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;

- воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне; - воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. О результативности подготовки и проведения Урока Победы с точки зрения личностных результатов образования можно судить по степени активности школьников в изучении различных аспектов истории Великой Отечественной войны, по интересу к участию в классных, школьных, районных мероприятиях, в конкурсах и олимпиадах, посвященных 75-летию Великой Победы.

Метапредметные результаты образования:

- умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ; - применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и команде; - умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео

- и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- умение вступать в коммуникацию со взрослыми в целях получения информации, участия в деятельности общественных организаций, выполнения учебно-практических задач.

Предметные результаты образования:

- знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;

- умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

- способность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, которые осуществляются в интересах антироссийской пропаганды;

- проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования у детей, подростков и молодежи на основе работы с материалами по региональной истории Великой Отечественной войны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеосюжет «Начало Великой Отечественной войны», слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии, фонограмма взрывов, видео «Карта ВОВ. История побед и поражений, 1941-1945г» фильм 1975г., созданный в 30-ю годовщину Великой Победы, просмотр видеоролика 3 минуты,  презентация урока, выставка книг и фотографий, настольные свечки для минуты молчания.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель.

Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.

Время стремительно бежит вперед. Стaлa историей Великaя Отечественнaя войнa. Уже выросло не одно поколение людей, никогдa не слышaвших ужасный вой сирен и грохот орудий. 75 лет прошло со Дня Великой Победы. Но не стерлась в людской памяти война. И забыть ее мы не имеем права. Потому что история — это судьба каждого, кто вынес на себе годы смертельных боев, годы ожидания и надежды, кто каждый день совершал подвиг. Задача школы – всеми доступными средствами сделать всё возможное для того, чтобы эта правда о подвигaх вселилась в умы и в сердцa подрастающего поколения, осталась там навеки.

Этот урок Победы, посвящен празднованию 75-ей годовщине Дня Победы.

Приближается юбилейная дата. 9 Мая 2015 года наша страна будет отмечать великий праздник 70 лет со дня Победы над фашистской Германией. Также как и 70 лет тому назад, в далёком 45-ом, этот праздник остаётся радостным и трагическим.  Радостным потому, что мы победили, трагическим - сверх ценой досталась нам Победа. Около 27 миллионов человеческих жизней унесла война. Фашисты разрушили 1710 городов, свыше 70 тысяч деревень и сёл, 132 тысячи промышленных предприятий. Война оставила десятки миллионов сирот, вдов, инвалидов. Но время никогда не сотрёт из памяти самую тяжёлую и жестокую войну в истории нашей Родины.  До сих пор не залечены раны, не иссякла боль. Никогдa не будут зaбыты те, кто отдал жизнь за великую победу, за то, чтобы мы с вами сегодня жили и не знали, что такое горе от  потери родных и близких, чтобы над нами было мирное небо.

Видеосюжет «Начало Великой Отечественной войны»

Летом, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественнaя войнa. Мы вспоминаем ту войну. Но не для того, чтобы ненавидеть тех, кто принёс на нашу землю смерть и стрaдaния, а чтобы помнить всегда тех, кто сделал всё, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, рaдовaться и огорчaться, учиться, ходить в школу, рaботaть - да просто жить!

Видео: звучат слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии, затем фонограмма взрывов.

Сегодня эти страшные звуки мы слышим только по телевизору. Представьте себе, как когда-то люди боялись их, ведь это были звуки смерти. Но в пaмяти человеческой роковая дата 22 июня 1941 года осталась не просто датой, а рубежом - началом отсчётa долгих 1418 дней Великой Отечественной войны.

                     1-й ученик:  

 Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
2-ученик    

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богaтырский,

                великий советский народ.

 3-ученик    

Выходил он, свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

                 За могучую нашу страну!

Звучит 1-й куплет песни «Священная война» - ст. В.И. Лебедева-Кумача, муз, Б.А. Александрова. 

Встaвaй, стрaнa огромнaя,
Вставай на смертный бой.
С фaшистской силой темною,
С проклятою ордой.

Припев: Пусть ярость блaгородная,
Вскипает как волна,
Идет война народная,
Священнaя война.
Пусть ярость благородная,
Вскипает как волна,
Идет война народная,

Учитель.

Имя – последнее, что остается в жизни от павшего солдата. Восстановить, сохранить и передать его потомкам – порой единственное, что мы можем  сделать, отблагодарить за подвиг самопожертвования – не порвать равнодушием нить духовного родства, что тянется от павших к потомкам  через нас.

Сколько их,  мужчин, не вернулось с той страшной войны. Сколько их так и осталось лежать на полях сражений, вдали от родной земли.

Трагической страницей в истории народа стала битва за Кавказ (1942–1943 г.) — одна и крупнейших битв Великой Отечественной войны. Край стал ареной кровопролитных боев советских войск с гитлеровскими оккупантами.

Битва за Кавказ включала в себя ряд оборонительных и наступательных операций советских войск с 25 июля 1942 г. по 9 октября 1943 г. между р. Дон и предгорьями Большого Кавказа, делится на оборонительный (до января 1943 г.) и наступательный период. Наступление немецко-фашистских войск началось 25 июля1942 г. Под натиском превосходящих сил противника советские войска были вынуждены отходить на Ю. и Ю.-В. направление. Был создан Северокавказский фронт (С.М. Буденный, с мая 1943 г. — генерал полковник Петров И.Е.) и Закавказский фронт(генерал И.В. Тюленев). Войска отступали к предгорьям западной части Большого Кавказа. Немецкая армия к сентябрю вышла к Новороссийску. Встретив решительное сопротивление на грозненском направлении, противник перегруппировал войска и прорвался на Нальчик, Орджоникидзе, где был остановлен. Гитлеровцам удалось только в одном месте преодолеть ГКХ и временно закрепиться на его южной стороне (в Абхазии). Несмотря на совершенное ими восхождение на Эльбрус и водружение на восточной вершине флага со свастикой, Кавказ так и остался непокоренным. В долине р. Мырды боевых действий не велось, в то время как в районе аула Хурзук советские части вели оборонительные бои. Ожесточенные сражения развернулись и на Военно-Сухумской дороге.

Мотопехота без стрельбы вошла в Черкесск со стороны Пятигорска. Впереди на мотоциклах с пулеметами по три человека, потом крытые грузовики и бронетранспортеры с солдатами.

 Прошло 5 месяцев, как гитлеровцы оккупировали Черкесск, когда в августе 1942 они стремительно захватили огромную территорию Кавказа, сейчас они с такой же быстротой отсюда уходят.

- Ребята, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №327 от 8 июля 2019 г. 2020-й год в Российской Федерации объявлен Годом памяти и славы. Почему?

 (ученик 1)

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить, Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.

Эта память, верьте, люди,

Всей земле нужна.

Если мы войну забудем -

Вновь придет она.

Какое будущее уготовил нашему народу Гитлер? Для ответа на этот вопрос давайте посмотрим видеоролик «Карта ВОВ. История побед и поражений, 1941-195г» Фильм 1975г, созданный в 30-ю годовщину Великой Победы.
(просмотр видеоролика 3 мин)
Нет такой российской семьи, которую война обошла бы стороной...

Учитель объявляет МИНУТУ МОЛЧАНИЯ.(зажженные свечки стоят перед каждым учеником)

Видеоролик, шествие «Бессмертного полка»
Беседа с детьми:
1. Знакомы ли вам эти кадры?
2. Что такое «Бессмертный полк?»
3. Принимали ли вы участие в шествии «Бессмертного полка»
4. Что вам известно о ВОВ и Великой Победе нашего народа в ней?
5. Как в ваших семьях хранится память о ветеранах войны? Что вы знаете о своих родственниках – участниках боев и тружениках тыла?
6. Как называлась наша страна в годы войны и до 1991 года?
7. Кто такие советские люди?

(ученик 2)
Братские могилы

Они в России есть везде:
Звезда склоняется к звезде,
Огонь на них всегда горит,
И, кажется, солдат стоит
Близ них на вечном карауле.
Навек товарищи уснули
В могилах братских и святых.
И пусть салют гремит для них!
И в День Победы им скажу:
Спасибо вам, что я живу!
(ученик 3)

Не забывайте о войне

Не забывайте о войне.
Cвоим потомкам передайте
Как гибли прадеды в огне,
Вы подвиг предков не предайте.

Не забывайте обелиски
На месте подвигов былых.
Пускай война уже не близко,
Вы, всё же, помните о них.

Не забывайте, в праздный час,
О тех, кто на войне остался.
Гордитесь теми, кто за Вас
В последний, смертный, бой поднялся.

Не забывайте никогда
Заплаченную ими цену.
Храните в памяти, тогда,
Не обесцените победу.

 (Степан Кадашников)

Дети работают в группах:

Обводят и вырезают ладошки из белой бумаги. Из приготовленных ладошек создают образ голубя - символ мира.

(ученик 4)
Вечный огонь

Над могилой, в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!

Как продолжение жизни солдат
Под звёздами мирной державы
Цветы на ратных могилах горят
Венками немеркнущей славы.

(Борис Пастернак)

(ученик 5)

Мы родились, когда все было в прошлом,
Победе нашей не один десяток лет,
Но как нам близко то, что уже в прошлом.
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!
И каждый год душа болит, рыдает,
Когда нам память выдает слова.
Дух праздника в воздухе витает,
А на глазах печали пелена.
Спасибо вам, что мы войны не знали,
Что мы не слышим шума страшных лет,
Что вы нам жизнь своею жизнью дали!
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!
Пусть помнят все про подвиг вашей жизни,
Пусть люди помнят ваши имена.
И пусть умолкнут войны, что есть в мире
В тот день, когда черемуха цвела.
Да, — это праздник вашей седины,
Вы пережили много бед.
Поклон нижайший, до самой земли,
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!

(Борис Пастернак)
Звучит песня «Журавли» слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкель.

     «Журавли»

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня.
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может, это место для меня.

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…

Война коснулась каждой семьи, каждого дома. Наверняка среди ваших дедушек, прадедушек или прабабушек есть участники великой Отечественной войны, есть тыловики, те, кто работал на  полях, заводах и в госпиталях, приближая победу.

Что вы знаете о них?

Учащиеся делают сообщения о своих родственниках: ветеранах войны и тружениках тыла.

Война уничтожила солдат, сделала сиротами детей, женщин обрекла на вечное вдовство. 

Видеосюжет «Конец Великой Отечественной войны»

(ученик 6)

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память гордую о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

 Песня «День победы» слова- Владимир Харитонов, музыка - Давид Тухманов.

День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли, —
Этот день мы приближали как могли.

Припев:
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы! День Победы! День Победы!

Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели —
Этот день мы приближали как могли.

Здравствуй, мама, возвратились мы не все…
Босиком бы пробежаться по росе!
Пол-Европы прошагали, полземли, —
Этот день мы приближали как могли.

Учитель.

В заключении я хочу сказать, чтобы  бездуховность отступила перед великим подвигом народа, выдержавшего испытания Великой Отечественной войны. Ведь как мы сейчас живем? Есть мама, папа, достаток в доме, друзья, увлечения, можно себе позволить если не все, то очень многое, а ведь это может закончиться в одну секунду. Потому что нет более страшной и разрушительной силы, чем война. Все может быть уничтожено в одно мгновение, и мы можем  оказаться в положении своих сверстников семидесяти пяти летней давности.

Спасибо за внимание.

50 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий