Школьники на уроке обращаются к важнейшей странице в истории нашей страны- Великой Отечественной войне. В ходе беседы   рассматриваются такие важные понятия, как мужество, война, патриот, патриотизм, Родина.

Художественный текст создает условия для практической деятельности учащихся.   Текст и мультипликационный фильм дают ценностные ориентации учащимся, обогащают их человеческий опыт. Ребята   получают представление о воинской доблести, несгибаемом мужестве и стойкости русского народа.  Через агитплакат каждый ребенок имеет возможность выразить свое отношение к войне.

Урок мужества помогает  формированию гражданского самосознания учащихся, развитию гражданско-патриотической направленности личности, активизации жизненной позиции учащихся.

Цель урока- формирование гражданственности, патриотических чувств учащихся через изучение исторического прошлого нашей страны.

Задачи:

  • формировать патриотическое сознание обучающихся на основе событий Великой Отечественной войны;
  • дать представление об одной из страниц героического прошлого нашей Родины;
  • формировать у школьников представление о мужестве, чувстве долга, ответственности;
  • формировать умение комментировать и интерпретировать художественный текст;
  • формировать коммуникативную культуру учащихся;
  • развивать интерес к истории Отечества;
  • развивать познавательную активность учащихся;
  • воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны.

Основные понятия, изучаемые на уроке: мужество, война, патриот, патриотизм, Родина.

Средства обучения:

образовательные интернет- ресурсы, мультимедийный проектор, текст произведения, мультипликационный фильм.

Методическое назначение средств ИКТ

  • усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности учащихся;
  • усилить наглядность в обучении.

Формы работы:

групповая, индивидуальная.

 Виды деятельности:

поиск информации в электронных справочных изданиях (электронной энциклопедии, словарях), самостоятельные и коллективные наблюдения над исходным текстом; интерпретация текста, устное словесное рисование, просмотр и обсуждение фильма; ответы на вопросы; коллективное обсуждение и решение поставленной проблемы.

Этапы урока

  1. Целеполагание  и мотивация  деятельности учащихся.

  Обращение к стихотворению Фазу Алиевой (советская и российская аварская поэтесса, народная поэтесса Дагестана) «Мужество – это не мода…».

- О чем мы будем сегодня говорить? 

- Объясните смысл первой стихотворной строки.

  1. Актуализация имеющихся знаний.
  • Что означает слово «мужество»?
  • Какого человека можно назвать мужественным?
  • В каких ситуациях человек может проявить смелость, решительность?

 III.   Представление новой информации.

1.Чтение и обсуждение рассказа Сергея Алексеева «Подвиг у Дубосекова».
В середине ноября 1941 года фашисты возобновили свое наступление на Москву. Один из главных танковых ударов врага пришелся по дивизии генерала Панфилова.

Разъезд Дубосеково. 118 й километр от Москвы. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама. Здесь, на холме, на открытом поле, герои из дивизии генерала Панфилова преградили фашистам путь.

Их было 28. Возглавлял бойцов политрук Клочков.

Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов.

Рванулись танки, гудят моторами. Сосчитали солдаты:

– Двадцать штук.

Усмехнулся Клочков:

– Двадцать танков. Так это, выходит, меньше, чем по одному на человека.

– Меньше, – сказал рядовой Емцов.

– Конечно, меньше, – сказал Петренко.

Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама.

Вступили герои в бой.

– Ура! – разнеслось над окопами.

Это солдаты первый подбили танк. Снова гремит «ура!». Это второй споткнулся, фыркнул мотором, лязгнул броней и замер. И снова «ура!». И снова. Четырнадцать танков из двадцати подбили герои. Отошли, отползли уцелевших шесть.

– Поперхнулся, видать, разбойник, – произнес сержант Петренко.

– Эка же, хвост поджал.

Передохнули солдаты. Видят – снова идет лавина. Сосчитали – тридцать фашистских танков.

Посмотрел на солдат политрук Клочков. Замерли все. Притихли. Лишь слышен железа лязг. Ближе все танки, ближе.

– Друзья, – произнес Клочков, – велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва.

Вступили солдаты в битву. Все меньше и меньше в живых героев. Пали Емцов и Петренко. Погиб Бондаренко. Погиб Трофимов, Нарсунбай Есебулатов убит. Шопоков. Все меньше и меньше солдат и гранат.

Вот ранен и сам Клочков. Поднялся навстречу танку. Бросил гранату. Взорван фашистский танк. Радость победы озарила лицо Клочкова. И в ту же секунду сразила героя пуля. Пал политрук Клочков.

Стойко сражались герои панфиловцы. Доказали, что мужеству нет предела. Не пропустили они фашистов.Разъезд Дубосеково. Поле. Холмы. Перелески. Где то рядом петляет Лама. Разъезд Дубосеково – для каждого русского сердца дорогое, святое место.

- Какое событие Великой Отечественной войны легло в основу рассказа?

Битва под Москвой стала одним из решающих сражений и важнейшим событием первого года Великой Отечественной войны. Гитлер делал особую ставку на захват столицы СССР, но потерпел неудачу в попытке с ходу захватить ее. Осенью 1941 года немецкое командование начало активную подготовку к новому наступлению, сосредоточив главные силы своей армии на ближних подступах к городу. Ожесточенные бои шли уже в 100-120 км от Москвы, крупные танковые группы немцев пытались прорваться по Волоколамскому шоссе к столице.

Но ни превосходство противника в численности и технике, ни его напор не сломили боевого духа защитников Москвы. Советские войска, оборонявшие город, получили приказ: задержать врага во что бы то ни стало. Среди других соединений Советской Армии выполнение этой задачи легло и на 316-ю стрелковую дивизию под командованием генерал-майора И.В. Панфилова, которая должна была не пропустить врага на волоколамском направлении. Один из рубежей обороны этого направления проходил у железнодорожного разъезда Дубосеково. Именно здесь фашисты рассчитывали прорвать оборону, вырваться на Волоколамское шоссе и двинуться к Москве.

16 ноября 1941 года немецкие войска пошли в наступление, планируя быстро захватить Москву и победоносно закончить кампанию 1941 года. Бой, который дала ночью под Дубосеково группа истребителей танков 316-й стрелковой дивизии (состоящая из 28 человек во главе с политруком Василием Клочковым), вошел во все учебники истории. В течение четырех часов панфиловцы под шквальным огнем артиллерии и бомбежками с воздуха сдерживали танки и пехоту врага. Они отразили несколько атак противника и уничтожили 18 танков из 50. Но большинство бойцов отряда погибли, остальные были тяжело ранены. Конечно же, при обороне Москвы были другие примеры мужества и героизма среди частей Красной Армии, тысячи советских воинов отдали свои жизни в боях под Москвой (как и сам генерал-майор И.В. Панфилов), но именно подвиг героев-панфиловцев остался в истории и сыграл в годы войны исключительную мобилизующую роль, о силе и мужестве героев ходили легенды. 

Работа с залом

  • Какими вы  представляете солдат дивизии  генерала Панфилова? Какими чертами характера они наделены?

2. Предлаю посмотреть мультфильм приуроченный к 100-летию киргизского поэта Боконбаева и 65-летию победы в Великой Отечественной войне. «Сильные духом крепче стены

Работа с залом

  • Какую историю  рассказывает  киргиз о строительстве стены?
  • Может ли стена  спасти народ от врага?

Что может спасти людей от  захватчиков?

3. 70 лет назад от тяжелой болезни скончалась 14-летняя Таня Савичева. От нее нам остался дневник, который девочка вела в блокадном Ленинграде.
Сейчас дневник Тани находится в Музее истории Ленинграда в Санкт-Петербурге. Его копия выставлена в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч горожан, погибших во время 900-дневной фашистской блокады.

На момент объявления войны вся большая и сплоченная семья Савичевых проживала в Ленинграде. Лето 1941 года они собирались провести в деревне под Гдовом, но уехать успел только брат Тани Михаил. Неожиданно начавшаяся война помешала планам семейства, все члены которого сразу же начали помогать армии: мать-белошвейка шила обмундирование, Лека работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы, а Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.

Старшая сестра Тани Нина однажды не вернулась с работы. Родные посчитали, что она погибла. Однако на самом деле она была эвакуирована вместе со своим предприятием через Ладожское озеро на «Большую землю». Дневник, а вернее записную книжку, Таня получила в наследство от Нины. С одной стороны он был исписан замечаниями Нины к своей работе, а с другой стороны Таня начала вести дневник.
Первая запись в нем появилась 28 декабря 1941 году:

Женя умерла 28 дек в 12.30 час утра 1941 г.

Сестра погибла в своей квартире на Моховой улице. Так как она работала целый день на заводе, до которого добираться было нужно по огромным сугробам, она оказалась слишком истощена и погибла.

Менее чем через месяц в дневнике появилась новая запись. Она гласила, что из жизни ушла Танина бабушка Евдокия. Ей требовалась срочная госпитализация из-за алиментарной дистрофии, но отважная женщина понимала, что городские больницы и так переполнены ранеными солдатами, поэтому отказалась от реабилитации.

Следующими на долгое время покинули семью Нина и Миша. В последствии именно Нина найдет свою записную книжку с дневником Тани у дальней родственницы. Однако исчезновение брата и сестры Таня не стала заносить в дневник.

В марте скончался Лёка. Он тоже погиб от дистрофии. В книге «История Адмиралтейского завода», на котором он работал, есть фото Леонида, а под ним надпись:

«Леонид Савичев работал очень старательно, ни разу не опоздал на смену, хотя был истощён. Но однажды он на завод не пришел. А через два дня в цех сообщили, что Савичев умер...»

Менее чем через месяц в дневнике появилась новая запись. На этот раз Тане пришлось занести дату смерти дяди Васи.

Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г.

Потом одна за другой появляется записи о смерти сначала дяди Леши, а потом и матери семейства Марии Игнатьевны. Первый погиб 10 мая. Спустя три дня не стало и Марии. Записывая это в дневник, Таня пропускает слова «умер».

Вскоре на буквах «С», «У» и «О» появляется последняя запись, сделанная детской рукой:

«Савичевы умерли»
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»

Вскоре Таня была эвакуирована вместе с другими детьми блокадного Ленинграда. В августе 1942 года эшелон с детьми прибыл в поселок Шатки. Девочка попала в детский дом № 48. Она единственная из прибывших детей оказалась больна туберкулезом. Скончалась девочка в 1944 году 1 июля. Но ее дневник остался в память будущим поколениям, как напоминание об ужасах жизни в блокадном Ленинграде и зверствах нацистского режима

  • Как вы считаете, у Тани было мужество? Какие еще качества, по вашему мнению, были у Тани?

4. В 2014 году, к сожалению, история повторилась. И на нашу землю вновь пришли враги. За 4 года войны погибло очень много людей. Имена и фамилии некоторых вы видите каждый день на памятниках в Лутугино, а именно «Книга – памяти», на памятных досках у зданий, в том числе и в нашей школе. Кто знает, на памятной доске на стене у входа в школу кто изображен? Как зовут этого человека? (Кулишин) Это выпуск нашей школы, который защищал нашу область в войне на Донбассе. Как вы думаете, много ли погибло детей в это время, за 4 года? Давайте посмотрим клип «Ангел».

4. Ну, а сейчас, почтим память павших бойцов, детей, женщин в годы Великой Отечественной войны и в годы нынешней войны.
(Минута молчания)

IV. Домашнее задание.
Ребята, мы просим  вас дома нарисовать на листе А4 (альбомный лист) свое отношение к войне. Это может быть рисунки «НЕТ – ВОЙНЕ» или «Миру – мир», «Дети Донбасса против Войны» и другие.

Спасибо Вам за внимание. Желаем вам быть такими же мужественными как ваши прадедушки и прабабушки. Любите свою родину, где вы родились! Пусть она не большая, не идеальна, но за каждый метр Лутугино отдали жизнь   миллионы солдатов и детей и в годы Великой Отечетвенной войны и в 2014 году. Эти дети были такие же как вы. Они ни в чем не виновны и погибли. Это настоящие Герои, которые отдали жизнь на нашу родину.


скачать дополнительный материал по ссылке

10 Мне нравится
Поделиться:

Оставить комментарий