Автор: Смирнов Денис Эдуардович
Страна: Луганская Народная Республика
Город: город Лутугино
Организация: ГОУ ЛНР "Лутугинский УВК школа-лицей"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Урок мужества «Подвигу народа – жить в веках»

 

Цель урока: формирование гражданственности и патриотизма, воспитание у детей и учащейся молодежи чувства гордости за свое Отечество и ее героев, сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • воспитывать любовь к Родине, учить детей быть достойными гражданами нашей Родины,  воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, чтить память о тех, кто отвоевал нам право жить на спасённой земле.  
  • расширять представления учащихся о героизме советского народа; развивать речь у детей, память, внимание, умение выражать свое мнение, артистические способности.                   
  • обобщить понятия: Родина, битва, победа, патриотизм,  героизм, память человечества, мужество, стойкость, смелость, самоотверженность.

Оборудование: плакат-растяжка «С Днем Знаний», мультимедийное сопровождение (аудио- и видеофрагменты, презентация), фотовыставка «Лица Победы», «Зона памяти» (свечи, гвоздики, предметы солдатского быта времен ВОВ), портреты «Бессмертный полк».

Ход урока

Вступительное слово учителя

Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Снова школьный звонок позвал вас на первый урок. Отзвучала праздничная музыка и слова поздравлений. Вы - на пороге нового учебного года, который потребует от вас сил и энергии, терпения и желания постигать! Вы – выпускники, поэтому в этом учебном году вам еще больше придется стараться, учиться, чтобы закончить школьную страницу своей истории достойно. А мы желаем вам удачи и будем поддерживать вас!

Первый урок, с которого начинается новый 219-2020 учебный год, будет посвящен особой дате в истории нашей с вами Родины. 75 лет назад храбрые солдаты нашей Отчизны одержали Победу в самой страшной и кровопролитной войне в истории человечества – Великой Отечественной.

Создание эмоционального фона

Звучит мелодия «Школьный вальс» М. Матусовского

Выходят ученики, играющие роль выпускников 1941 года

- Даже не верится, что мы в последний раз все вместе.

- Прощай, школа! Прощайте, учителя! Что нас ждет впереди?!

-Неизвестность…

- Почему «неизвестность»? Вот ты кем хочешь стать?

- Капитаном пассажирского судна.

- А ты?

- Я? Врачом.

- А я геологом.. Мечтаю колесить по стране, сидеть у костра с гитарою.

- А я стану знаменитым футболистом. Меня уже пригласили в киевское «Динамо». Буду отстаивать честь страны в международных соревнованиях.

-Поскорее хочется узнать, что же будет завтра?

Гул сирен. На экране надпись: «Завтра была война».

Просмотр видеоролика «Начало Великой Отечественной войны»

После дети садятся на места

Выход чтецов

- 22 июня 1941 года...

- 9 мая 1945 года...

- Две странички календаря.

- Два дня жизни планеты Земля.

- Два дня истории Человечества.

- Они отмечены в календаре разными цветами.

- Один – чёрный лист с почерневшими штыками и падающими бомбами.

- Другой – красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы.

- Они так и называются:

- День Памяти и Скорби. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны советского народа 1941–1945 гг.

- Знаю: 
солнце 
     в пустые глазницы 
               не брызнет! 
- Знаю: 
песня 
     тяжелых могил 
               не откроет! 
- Но от имени 
          сердца, 
от имени 
     жизни, 
повторяю! 
Вечная 
Слава 
Героям!.. 

- Во Вторую мировую войну было вовлечено 72 государства. Мобилизовано около 110 млн. человек. По приблизительным данным погибло около 62 млн. человек, из которых 27 млн. составляют граждане Союза Советских Социалистических Республик.

На экране статистика войны

Учитель. У войны трагичная статистика. И об этом нужно знать и помнить. Сегодня мы вспомним славные боевые подвиги наших с вами земляков, оживим в памяти имена ваших родных близких, которые отстаивали судьбу Родины на полях сражений.

►ЛУТУГИНЩИНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

Выступления учеников

- С приближением гитлеровских войск к границам Донбасса, в конце августа — начале сентября 1941 года было сформировано три стрелковых дивизии.  Одну треть из общего числа призванных составили шахтеры.

- С октября 41-го по июль 42-го, когда 383-я и 395-я шахтер­ские стрелковые дивизии в составе 18-й армии держали на Миусе оборону против гитлеровских войск, Лутугино находилось в прифронтовой полосе. 17 июля 1942 года немцы захватили город, а затем и всю террито­рию района.

- Фашисты установили режим кровавого террора и насилия в Лутугинском районе. Гитлеровцы расстреливали, сжигали, вешали ни в чем не повинных людей, не щадя ни детей, ни стариков, ни женщин.

- В августе 1942г. за отказ от работы на оккупантов фашисты вывезли на шахту №1- бис 74 жителя пгт. Успенка, расстреляли и сбросили в шурф. В марте 1943г. в с. Иллирия оккупанты расстреляли 15 беспомощных стариков, живших в Доме инвалидов.

- С началом оккупации начала свою деятельность подпольная комсомольско-молодежная группа под руководством Марии  Буцкой. Члены группы занимались созданием и распространением листовок, в которых содержалась реальная информация о положении на фронте, разоблачение гитлеровской пропаганды. Общее количество листовок превысило тысячу экземпляров. После зверских пыток их расстреляли на Острой Могиле.

- В начале 1943 года Иваном Павловичем Чернявским в поселке Успенка была организована партизанская группа, состоящая из пятидесяти местных жителей. Результатом деятельности группы было нападение на полицейский участок и фашистскую комендатуру, разоружение охраны.

- За долгие месяцы оккупации захватчики практически полностью разрушили инфраструктуру города. Фашистскими войсками было уничтожено более 350 жителей района, на принудительные работы в Германию было отправлено 2500 человек, в основном молодежь.

- 13 февраля части 4-й гвардейской мотострелковой бригады и 4-й гвардейской танковой бригады 2-го гвардейского танкового корпуса освободили г.Лутугино. Полностью территория Лутугинского района была освобождена лишь к 1 сентября 1943г. 315-й стрелковой дивизией 51-й армии Южного фронта.

- В годы Великой Отечественной войны 1217 лутугинцев бились на фронтах, отстаивали свободу и независимость Родины. Сегодня мы славим  солдата - защитника Отечества. Того самого, что подарил нам счастливое будущее.

На стене актового зала оформлена

фотовыставка «Лица Победы» + зона для прикрепления значков «Мы помним» (после выступления ребята прикрепляют

этот значок на стену)

На слайде надпись. Наши земляки – герои Советского Союза

Учитель.За доблесть и отвагу, проявленные на полях сражений, наши с вами земляки были удостоены высокого звания – Герой Советского Союза.

Выступления учеников

1 Обедняк Николай Иванович

родился 25 сентября 1921 года в деревне Суворовка Лутугинского района. Бывший бурильщик шахты стал первоклассным разведчиком. Он входил в штурмовую группу для высадки на правом берегу Днепра в битве за освобождение Киева 1943 года, куда  пошел добровольно. За взятие Днепра Н.И Обедняк было присвоено звание Героя Советского Союза.

2 Колесников Алексей Васильевич

родился 17 марте 1921 года в селе Македоновка Лутугинского района. Старшему лейтенанту 118 Краснознаменной отдельной дальне разведовательной эскадрильи Колесникову А.В. за мужество и героизм, проявленный в годы войны, было присвоено звание Героя Советского Союза.  Вручены Орден Ленина, два Ордена Красного Знамени, Орден Отечественной войны 2 степени.

3 Коломоец Андрей Филиппович

 родился 3 июня 1923 года в пос.Успенка. Смелость, находчивость, военная хитрость молодого летчика-штурмовика помогали ему выполнять любое боевое зада­ние. А.Ф.Коломоец за мужественные бои в небе над Миус-фронтом, Донбассом, Оршеп, Борисовом, Минском было присвоено в октябре 1944 года звание Героя Советского Союза а также вручен Орден Ленина и медали.

4 Антоненко  Кузьма  Прокофьевич

Родился в 1908 году в селе Ломово Белгородской области. С 1913 года жил в поселке городского типа Белое Лутугинского района, работал на  шахте  имени  Ворошилова.В 1944 году отличился в ожесточенных боях в Прибалтике. Награжден Орденом Золотой Звезды Героя Советского Союза, двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды.

5 Токарев Егор Акимович

родился 19 апреля 1916 года в селе Кругляковка Купянского района Харьковской области.  С 1933 по 1999 годы проживал в пос.Георгиевка. Служил разведчиком в гвардейском стрелковом полку. Звание героя Советского Союза присвоено в декабре 1943 года за форсирование Днепра

6 Назаренко Николай Николаевич

Родился в 1922 году в поселке городского типа Георгиевке Лутугинского района

С июля 1941 года воевал он на Южном, Степном, Юго-Западном, 3-м Украинском фронтах.

Высокое звание Героя Советского Союза рядо­вому Николаю Николаевичу Назаренко было присвоено посмертно 10 апреля 1945 года.

7 Владимир  Ильич Чумаченко

родился  27 июля 1918 года в селе Пятигоровке. Ушел служить на Черноморский  военно- морской флот. В  1944 году  был в числе первых добровольцев десантников в Николаевском порту. Из 67 человек только 12 остались в живых. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.В селах Первозвановка и Пятигоровка его именем названы улицы.

Учитель.Их имена останутся в нашей памяти навсегда.  Время не остановить, но его можно удержать в памяти, запечатлеть в сознании ныне живущих. 

Учитель. Говорят: «У войны не женское лицо», но и женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, летчиками… К сожалению, здоровье уже не позволяет посещать ветеранам праздники так часто, как им и нам бы этого хотелось. Однако сегодня мы имеет возможность посмотреть интервью ветерана ВОВ Лутугинского районы Веры Ивановны Бацмановой.

Просмотр интервью Веры Ивановны Бацмановой

►ПИСЬМА С ФРОНТА

Учитель.Ушли защитники родной земли, а домой полетели фронтовые треугольники, которые незримо соединяли фронт и тыл. За годы войны через почту страны прошло 600 миллиардов солдатских писем. Письма… Как много они могут рассказать о войне.

Видео «Письма с фронта»

►ГЕРОИ МОЕЙ СЕМЬИ

Учитель. События Великой Отечественной войны не обошли стороной ни одну из наших семей. И вот сегодня ученики нашей параллели расскажут нам о героях своей семьи, которые внесли вклад в Великую Победу.

Рассказы детей (2-3 человека) о ветеранах ВОВ своей семьи

Ученики

- Следы преступлений фашизма неисчислимы по всей Европе и за её пределами. Однако больше всего пострадала наша страна. Двадцать семь миллионов человек было убито фашистами. Люди погибли на войне, защищая священные рубежи любимой Отчизны, умирали в концлагерях.

- За время войны только в Бухенвальде мучениям подвергались 240 тысяч человек. Более 56 тысяч из них нашли здесь свою смерть. Всего же за годы войны пыткам и издевательствам в концлагерях подвергались 18 миллионов человек, а 2 миллиона из них были зверски замучены и сожжены в печах крематориев.

-Сегодня мы с вами отдали дань памяти подвигу тех, благодаря кому мы живем сегодня, радуемся каждому мгновению. Они живы, пока мы их помним.

Стихотворение на фоне видео «Помните»

- Продолжается жизнь.

И опять

     начинается день.

- Продолжается жизнь.

Приближается

          время дождей.

Нарастающий ветер

               колышет

                    большие хлеба.

- Это —

     ваша судьба.

- Это —

     общая наша

               судьба...

- Помните! Через века, через года

                   Помните о тех, кто уже не придет никогда.

                   Помните! Не плачьте!

                   В горле сдержите стоны,

                   Горькие стоны.

                   Памяти павших будьте достойны!

                   Вечно достойны!!!

- Встречайте трепетную весну,

                            Люди земли!

                            Убейте войну, прокляните войну,

                            Люди земли.

                            Мечту пронесите через года

                            И жизнью наполните!

                            И тех, кто уже не придёт никогда,

                            Заклинаю – помните!!!

Учитель. Объявляется минута молчания

Метроном

Рефлексия

Беседа с учениками

- Как вы думаете, ребята, разговор, который состоялся сегодня, важен для вас?

-Почему?

- Зачем же нужна память о подвиге людей, кто ценой самой жизни отстоял свободу и независимость Родины? Сильны ли мы памятью своей?

Учитель. Многих ветеранов уже нет с нами, но связь поколений нерушима. Ребята, у вас на столах лежат белые журавлики – символ мира и памяти. Возьмите маркеры и напишите на них первое, что возникает в голове после проведенного урока. Это могут слова благодарности, обращение, призыв. Главное, чтобы это было искренне и от души. Затем мы прикрепим наших журавликов к земному шару. Пусть они приносят нам только мир.

Видео «Они живы, пока мы их помним»

Выход учеников с Бессмертным полком своей семьи на фоне видео «Бессмертный полк»

- Течет река времени. Минуло более семи десятилетий с того страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось навсегда…

- Прошли десятилетия, но мы знаем и помним о подвиге советских солдат, об их героизме и любви к своей Родине.

Учитель. На этом наш урок закончен.

63 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий