1 Введение
2 Поэты Сызрани о Великой Отечественной войне   
2.1    Теоретическая часть 
2.2    Практическая часть:  
2.2.1    Анализ стихотворения «Клятва» Николая Рокатушина;  
2.2.2    Анализ стихотворения «Салют» Галины Цыпленковой;  
2.2.3    Анализ стихотворения «По зову Родины» Сергея Шмелева;    
2.2.4    Анализ стихотворения «Идет война народная» Юрия Усинцева;    
2.2.5    Анализ стихотворения «Мама» Юрия Степанца.  
3    Заключение   
4    Библиография 
5    Приложение 


1 Введение 

Тема Великой Отечественной войны в литературе начала звучать уже в первые годы грозных событий, актуальная она и в наши дни. К. Смирнов, М. Джалиль, Ю. Друнина, М. Исаковский – вот известные художники слова, первыми откликнувшиеся на горе страны. Но и поэты г.Сызрань не остались равнодушными к событиям 1941-1945 гг., даже в послевоенные годы их продолжал волновать подвиг воинов, славно защищавших Отечество.

Сызранская земля всегда была богата талантами, в том числе и литературными. Творчество наших писателей выходило за пределы родного края, становилось известным всей читающей России. Так было в прошлые века, так остается и ныне.

Актуальность научной работы: тема «Поэты Сызрани о Великой Отечественной войне» выбрана неслучайно: в этом году исполняется 74 года со дня Победы народа в Великой Отечественной войне, но и сейчас, в наше время, народ помнит о подвигах воинов.

Новизна работы: особо важно именно личное соприкосновение подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые лично участвовали в военных буднях и видели все происходящее вокруг, позволит задуматься о мерах своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранить мир.

Гипотеза работы: если исследовать и изучить вопрос о появлении «послевоенной» поэзии в литературной жизни  моего города, то можно прийти к выводу, что мои земляки не только были свидетелями кровавых событий Великой Отечественной войны, но и хотят рассказать об этом, чтобы больше никто не мог  этого пережить.

В чем же состоит проблема «военной» поэзии в послевоенные годы?

В первое десятилетие после войны, следует заметить, поэзия явно обращается к иным темам, связанным с восстановлением разрушенной страны, с началом мирных будней. Та реальность, которая в 1941-1945 годах властно определяла всю жизнь поэзии, стала прошлым, и в людях – как в тех, кто создавал поэзию, так и в тех, кто ее воспринимал – уже не было того особенного, высокого накала, который породил первое поэтическое откровение о великой войне.

Цель исследования: увековечивание памяти о Великой Отечественной войне и укрепление связи между поколениями.

Предмет исследования: вклад в развитие «послевоенной» поэзии поэтов-земляков.

Объект исследования:  творчество поэтов  города Сызрани о Великой Отечественной войне 

Задачи научной работы:
1. Изучить творчество Сергея Шмелева, Галины Цыпленковой, Юрия Усинцева, Юрия Степанца, Николая Рокатушина;
2. Проанализировать произведения: «Клятва», «Мама», «Идет война народная...», «Строки, зашифрованные мною…», «Окопный друг, прости меня…», «Салют»;
3. Выяснить, как изображена Великая Отечественная война в литературных шедеврах поэтов города Сызрани.

Методы исследования: теоретические и практические.
    изучение информационных источников, фотодокументов: работа скаталогами, научно-исторической литературой, системой Интернет.
    поиск информации о земляках-поэтах, рассказывающих в своем творчестве о Великой Отечественной войне;
    систематизация;
    обобщение.

Практическая значимость научной работы: создаваемый проект имеет большую значимость и предполагает осуществление патриотического воспитания молодого поколения путём вовлечения молодого поколения, родителей, общественности в совместные мероприятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, поиск новой информации. Данный материал может быть использован для создания мультимедийной презентации «Поэты города Сызрани о Великой Отечественной войне» для учащихся 5-9 классов. 

Реально отражая войну в своих произведениях, поэты – сызранцы напоминают человечеству о том, что такое фашизм, призывают быть внимательными к желающим начать новую войну, поэтому и не теряет своей актуальности тема Великой Отечественной войны.

Тема войны снова пришла в поэзию позже, во второй половине 1950-х годов.

Но имела она уже, в сущности, совсем иное значение: представала как своего рода точка отсчета для понимания и оценки жизни страны вообще, а не войны в ее собственном смысле.
К смыслу Великой Отечественной войны как таковой поэзия обратилась позднее, через треть века и более, после ее завершения,- что особенно ясно и сильно выразилось в творчестве и художников слова города Сызрани.

Как бы ни отличались друг от друга лучшие произведения о войне, одно объединяло без исключения: твердое убеждение, что эту кровавую, ужасную войну выиграл народ, он вынес на своих плечах неимоверную ее тяжесть. Со времени окончания войны прошло несколько десятилетий. Почему же многие писатели продолжали и продолжают писать о ней? «Потому что тот подвиг, память о ней, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах», - ответил волжский поэт Юрий Степанец. 

2 Поэты Сызрани о Великой Отечественной войне
2.1 Теоретическая часть

Ключевое понятие для нашего исследования – это «послевоенная» поэзия,  возникшая в нашем городе в 1950-е годы XX столетия. Тема Великой Отечественной станет основной в творчестве многих сызранских авторов, вернувшихся с войны. Николай Рокатушин, Анатолий Давыдов, Владимир Гусев, Николай Овчинников, Андрей Ежов, Леонид Виноградов, Василий Морозенко, Сергей Шмелев напишут проникновенные строки о суровом времени, ставшем легендой, о днях, наполненных болью и кровью, о солдатах, каждый из которых имеет право на звание Героя.

Заслуженный учитель РСФСР, дважды орденоносец, журналист, краевед Константин Алексеевич Селиванов в своей книге «Русские писатели в Самаре и Самарской губернии» пишет о том, что крупный вклад в русскую литературу внесли г. Самара и Самарская губерния, история которых богата интересными и значительными событиями, в том, числе и литературными. Именно благодаря писателям и поэтам-классикам, которые жили и трудились в Самарском крае и у нас, в Сызрани,  накопился богатый опыт в развитии литературных течений, направлений и тем, в том числе, и послевоенной лирике.На карте читающей России есть имена, которые уже давно известны за пределами нашего края.

На официальном сайте http://lib2.syzran.ru мы нашли следующее утверждение, что перед послевоенной советской литературой сразу же встали в полный рост самые важные её задачи, требующие новаторского разрешения. В 1951 году, по инициативе Александра Яковлевича Черствова, ответственного секретаря газеты «Красный Октябрь», возобновило свою работу городское литературное объединение, на котором именно послевоенная поэзия и проза заняли одно из ведущих мест.Суровая и полная правда жизни, предельная приближённость к внутреннему миру человека, равно как и многообразие художественных решений, их гражданственность — вот что вышло на передний план развития литературы первых лет завоёванного мира.

Творческая атмосфера литературного объединения притягивала к себе начинающих авторов. Каждый из них имеет свой, отличный от других, творческий почерк, стиль, но нельзя забывать о том, что таланты эти росли и совершенствовались, опираясь на богатейший литературный опыт, на советы и поправки старшего поколения, на бережно хранимые традиции, дошедшие до настоящего дня.В дальнейшем  сызранские поэты - «дети войны» : Г Цыпленкова, Ю. Степанец, ЮУсинцев- создавали стихотворения, проникнутые чувством благодарности защитникам Родины, в них тоже есть призыв к потомкам – сохранить историческую ПАМЯТЬ о страшной войне, о цене, которую заплатили за Победу.

2.2 Практическая часть 
2.2.1 Анализ стихотворения «Клятва» Николая Рокатушина

Одним из поэтов, освещавших эту тему, был Николай Рокатушин (1924-1998). Он родился в Сызрани. Окончив школу ФЗО, работал токарем. Осенью 1942 года был мобилизован в Красную Армию. Воевал командиром расчета ПТР, автоматчиком, а после окончания курсов младших лейтенантов – командиром стрелкового взвода 1-го Украинского фронта. Участвовал в освобождении Польши и Германии. Дважды ранен. После тяжелого ранения под Бреслау был демобилизован. Работал инструктором, а после окончания Уральского университета – журналистом в редакции газеты «Советская Мордовия», а затем – редактором многотиражки СНПЗ «Маяк».

Кандидат исторических наук. Автор трех очерковых книг и публикаций в журнале «Советская Мордовия» и коллективных сборников. Стихи публиковались в городских и районных газетах, в коллективном сборнике «У старого окопа». Член союза профессиональных литераторов.В его стихах «Солдатский сон», «Клятва», «Последняя зима» отчетливо звучит мысль о том, что война – это боль всего народа, но в то же время НиколайРокатушкин показывает и героизм русского солдата.Стихотворение «Клятва» - одно из значимых произведений сборника «У старого окопа».

В произведении Николай Рокатушин повествует о том, как сражались воины:

Мы лежали в окопах, в овражке,
Чтоб не славу героев стяжать,
А последние силы напрягши,
Отбивались, чтоб немцев сдержать.

Автор показывает, что солдаты бесстрашно сражались за Отчизну, что в бою теряли своих друзей, но клятвенно обещали отомстить врагу: 

К кумачу на минуту припали.
И запомнило знамя полка,
Как друг другу клятву мы дали
Устоять и осилить врага.

Идея стихотворения «Клятва» - показать, насколько силен духом был русский солдат, когда отважно сражался за Отчизну.

«Наша сила в единстве воль!» - так Н. Рокатушин пытается передать читателю мысль о том, что победа русских воинов – в единстве.

В «Клятве» Н.Рокатушин использует следующие яркие языковые особенности:
1) Эпитеты: «…смертельную боль…», «…близкой смерти…».
2) Инверсию: запомнило знамя, уехали рядышком мины.
3) Сравнение: Мы, как ветви кряжистой ели...
4) Однородные члены: Мы лежали в окопах, в овражке…; Как друг другу клятву мы дали устоять и осилить врага.

Творчество поэта автобиографию. Его персонажи по большей части несут в своей судьбе и своих раздумьях отпечаток судьбы и раздумий самого автора.

И в творчестве сызранской поэтессы Галины Цыплёнковой, члена союза писателей России, звучит тема Великой Отечественной войны.

2.2.2 Анализ стихотворения «Салют» Галины Цыпленковой

Галина Цыпленкова родилась в 1940 году в Сызрани. Окончила Сызранское медучилище. Работала медсестрой в детской больнице и фельдшером медсанчасти ЗТМ.

Детские стихи, загадки, скороговорки публиковались в областных и местных газетах, журналов «Наш современник», «Мурзилка», «Веселая нотка», «Светлячок», коллективных сборниках «День поэзии», «У старого окопа»,«Веселая ярмарка». Автор книг стихов для взрослого читателя «Убегу в ромашковую заводь», «Обереги меня, судьба», а так же для детей – «Непослушный ручеек» и «Я и по облакам».

Член союза писателей России.

В стихотворениях «Салют», «Я приехал в детство», «После войны» звучит тема победы в Великой Отечественной войны.

Особо меня впечатлило стихотворение «Салют». В нем Г.Цыпленкова делится с читателями детскими воспоминаниями о военных городах:

Дышало лето зноем
У солнца в западне.
Бессмертье под конвоем
Шагало по стране.
Гудели «мессершмиты»,
Летела в дом беда,
И бомбы, как москиты,
Впивались в города.

Поэтесса помнит войну по рассказам матери, ведь когда началась война, ей был всего один год:

…Под сердцем мать носила
Свой драгоценный груз
И каждый день просила:
- Будь жив, мой карапуз!

Ее отец по зову Родины ушел на фронт и погиб в самом начале Великой Отечественной войны:

А вскоре не сторонкой,
А точно в сердце, в кровь,
Стучалась похоронкой
Отцовская любовь.

Но мать не потеряла веру в победу, она воспитывала дочь и помогала фронту в тылу. Девятого мая вся страна праздновала победу над фашизмом, и вместе с ней праздновала и маленькая дочка: 

И мирно я лежала
В пеленках, чуть видна,
И мне салютовала
Проклятая война.

Идея стихотворения «Салют» - показать, что война нарушила все мирные планы, но главное для народа – не личное счастье, а счастье страны – победа над Германией.

Листая страницы книг, написанных в дни послевоенных потрясений, мы словно листаем страницы памяти своего сердца. Из глубины времен перед нами воскресают события, наполненные чудовищным грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны.

2.2.3 Анализ стихотворения «По зову Родины» Сергея Шмелева

Сергей Шмелев – поэт, встретивший Великую Отечественную войну, в 16 лет. В 1941 году, приписав себе два года, добровольцем ушел на фронт. Был разведчиком. Участник Сталинградской битвы. После войны работал в академии им. Фрунзе. Был репрессирован и сослан в Сибирь, где много лет провел в лагерях. Освободившись, вернулся в Сызрань. Работал дорожным мастером, участвовал в общественной жизни города.

Стихи его публиковались в областных, городских и районных газетах, в журнале «Волга», коллективных сборниках «День Победы», «Золотые звезды Сызрани».

В творчестве Сергея Шмелева звучит тема тяжелейших сражений в годы Великой Отечественной войны.

В числе этих произведений: «По зову Родины», «Окопный друг, прости меня», «Возвращение», «Защитниками Сталинграда», «По нашему квадрату».

Огромное впечатление на меня произвело произведение «По зову Родины». В нем Сергей Шмелев рассказывает о том, как связала людей война, в которой участвовали и молодые, и старые: 

И пошли дорогою солдатской,
То безусо юны, то седы,
То ли звезды могилы братской,
То ль до гордой орденской звезды.

Солдаты сражались за новую Отчизну и по зову Родины делали все, что бы победить врага:

Шли и шли сквозь всполохи косые.
Шли не на авось иль наугад.
Шли туда, куда звала Россия,- 
Под Москву под, Ржев, Сталинград.

Идея произведения «По зову Родины» - показать, как бы ни было тяжело нашим воинам, как бы ни было им страшно, они все равно сражались для того, чтобы войти в поверженный Берлин.

В этом произведении автор умело использует такие художественные особенности, как:
1) Эпитеты: «…твердый крест…», «…истошный вой…», «…рослый воин…»
2) Риторическое восклицание: «В добрый час!»
3) Однородные члены: Шли и шли сквозь всполохи косые. Шли туда, куда звала Россия, - Под Москву, под Ржев, под Сталинград.

В стихотворении Сергея Шмелева «красной нитью» проходит мысль:мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Этобыло бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущем. Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами, бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле.

2.2.4 Анализ стихотворения «Идет война народная» Юрия Усинцева

Тема Великой Отечественной войны не оставила равнодушным и поэта Юрия Усинцева. Он родился в 1931 году в с. Балашейка Сызранского района. Принятый воспитанником военного оркестра танкового училища, служил в Саратове и Казани, потом в СВВАУЛе, в настоящее время пенсионер. Печатался в окружной газете  «За Родину», в городских районных газетах, в коллективных сборниках «Серебряные Родники», «У старого окопа» и «По законам военного времени (Сызрань – фронту)».

Лауреат премии «Наш город» (1999 год) и призер конкурса частушек.

В произведениях «Идет война народная…», «Август 45-го», «Старый марш», «Пехота» описываются военные годы.

Стихотворение «Идет война народная…» создано благодаря песне «Идет война народная», которая вместе с ним боролась за Отчизну:

«Это песнь мое сердце пронзила» 
В ней звучали призыв и мольба.
Эту песнь вся страна подхватила.
С ней решалась Отчизны судьба.

Идея этого произведения – показать, как дорога была для народа победа в этой войне, о которой даже слагали песни.

В стихотворении «Идет война народная...» автор использует яркие языковые особенности:
1) Эпитеты: «…благодарная яркость…», «огромной волной…».
2) Однородные члены: стала песня и маршем, и гимном…
3) Сравнение: ее голос гремел, как набат…
4) Метафоры: песнь мое сердце пронзила, вся страна подхватила.

Следует отметить, что задача Ю. Усинцева, современного литератора, пишущего о войне, огромная: ему необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ их поведения в один из самых критических периодов жизни страны и их собственной жизни – и поэту это удается.

2.2.5 Анализ стихотворения «Мама» Юрия Степанца

Юрий Степанец – известный поэт города Сызрань, перу которого принадлежит не одно произведение о суровых буднях войны. Родился он в 1941 году в Донецкой области. Окончил военное училище и военно-политическую академию им. В.И Ленина. Служил в воинских частях от Мурманска до Владивостока, позже – в СВВАУЛе. Полковник запаса. Публиковался в коллективных сборниках «По закону профессиональных литераторов. В его произведения «Мама», «Победная весна», «У святого огня», «Вишня», «Жена военлета» описываются трудные испытания, которые выпали на долю не только солдат, но и их родственников.

Большое впечатление на меня произвело стихотворение «Мама», повествующее о тяжелой участи молодого солдата, который погиб, сражаясь за Родину:

И он упал, шагнул в перед упрямо,
Не уступив в бою своим врагам,
И напоследок еле слышно «мама»,
Как в первый раз промолвил по слогам.

Идея этого произведения – показать, насколько значимо было для русского воина понятие «родина», показать истинный патриотизм.

В стихотворении «Мама» автор умело использует такие языковые особенностикак: 
1) Сравнение: мгновения тянулись, как века…, и напоследок еле слышно «мама», как в первый раз, промолвил по слогам…
2) Однородные члены: осколок отыскал, успел убить…; за что, что близко, дорого и свято.
3) Метафоры: висела тишина, мгновения тянулись, -чтобы донести до читателя: Великая Отечественная война потребовала от нашего народа, от каждого человека напряжения всех его душевных и физических сил.

Стихотворения Ю. Степанца о Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Это нерукотворный памятник воинам, победившим в войне.

3 Заключение

Истина заключается в том,
что, несмотря на тяжелейшие
испытания, мы победили

(А. Чаковский)

Да, Великая Отечественная война – страшное событие в истории нашего народа. Свидетелям и участникам она дала такой эмоциональный заряд, открыла им мир и человека в таких высоких и в таких страшных проявлениях, что забыть об этом просто невозможно. И хотя наш народ залечил тяжелые раны войны, а на месте руин и пепелищ выросли новые города и села, и заросли окопы и траншеи, все же живет в памяти народной великий подвиг воинов и партизан. Представить этот подвиг во всех деталях, возобновить героические и трагические страницы войны и помогает литература. К произведениям, написанным сызранцами о войне по горячим следам, каждый год прибавляются новые шедевры. Пишут их авторы, которые сами были участниками войны, и суровее, правдивее, беспощаднее литература наша видит минувшую войну, ее кровь, боль, грязь, голод и жестокость.

Все произведения поэтов – сызранцев объединены одним – «памятью сердца», страстным желанием поведать правду о славных страницах истории. Вновь и вновь исследует они стоки нашей победы над фашизмом, сущность русского характер, человека – патриота, гуманиста.

Безусловно, тема войны неиссякаема. Произведения последних десятилетий 20 века и первого десятилетия 21 века вновь заставляют вернуться к огненным событиям теперь уже более семидесятичетырехлетней давности и увидеть в русском человеке то, что мы еще недостаточно осознали и оценили.

Невозможно даже перечислить все произведения поэтов – сызранцев, воспевавших и воспевающих героизм народа в Великой Отечественной войне. На мемориале у Вечного огня в Сызрани высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Стихотворения о войне – тоже памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколениелюбви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов – героев поэзии. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью тема войны и мира – как вклад в общее дело борьбы за мир.

4 Библиография

1. Селиванов, К.А. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии [Текст] / К.А Селиванов. – Куйбышев, 1953. – 158 с.
2. Сызрань литературная [Текст] :биобиблиогр. указ. / Центр. гор. б-ка.; сост. А.М. Чиванова, Н.П. Алабердина, А.Г. Черникова. - 2-е изд., испр. и  доп. – Сызрань, 2015. – 478 с. 
3. Писатели Самарского края [Текст] : лит.антология / под ред. Н.В. Богомолова, А.В. Громова. - Самара : Рус.эхо, 2009. - 340 с. : ил.
4.Сызрань литературная. Антология. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www/lib.syzran.ru.
5. Кто есть кто в Сызрани [Текст]: спр.–энциклопед. изд-е / ред.-сост. Е. Мочалова. – Сызрань, 2001. – 327 с.

5 Приложение
Мама
Юрий Степанец
Висела тишина над полем боя.
Мгновения тянулись, как века.
Да, на войне бывает и такое-
Затишье перед бурей. А пока…
Солдата память, (вопреки законам,
Гласящим: не вернется время вспять),
Водила по проселочным дорогам,
Что до войны успел он прошагать.
Боец мечтал, ушедши в эти дали,
О самом близком, светлом, дорогом.
Но тишина обрушилась- встали
Солдаты во главе с политруком.
За то, что близко, дорого и свято,
Пошел боец, И – знать тому и быть –
Враг дрогнул побежал, а вот солдата
Осколок отыскал, успел убить.
И он упал, шагнул вперед упрямо,
Не уступив в бою своим врагам,
И напоследок еле слышно «мама»,
Как в первый раз, промолвил по слогам.
«Идет война народная…»
Юрий Усинцев
Эта песнь мое сердце пронзила.
В ней звучали призыв и мольба.
Эту песнь вся страна подхватила.
С ней решалась. Отчизны судьба.
Стала песня и маршем, и гимном.
Ее голос гремел, как набат.
И бежали мурашки по спинам
Уходящих на запад солдат.
Благодарная ярость кипела
Океанской огромной волной.
Это Родина наша запела
Песнь, что звали «Священной войной».
Салют
Галина Цыпленкова
Дышало лето зноем
У солнца в западне.
Бессмертье под конвоем
Шагало по стране.
Гудели «мессершмитты»,
Летела в дом беда,
И бомбы, как москиты,
Впивались в города.
Гудели «мессершмитты»,
Летела в дом беда,
И бомбы как москиты,
Впивались в города.
К спине прилипла и скатка,
Качался горизонт…
Сызранская брусчатка
Вела отца на фронт.
А в скорее не сторонкой,
А точно в сердце, в кровь,
Стучалась похоронкой
Отцовская любовь.
…Под сердцем мать носила
Свой драгоценный груз
И каждый день просила:
-Будь жив, мой карапуз!
А я просила маму,
Толкая в бок ногой,
- Ты песенку мне свой!
От горя мама пела,
Росою слез давясь.
Я маму пожалела-
Взяла и родилась.
И мирно я лежала
В пеленках, чуть видна,
И мне салютовала
Проклятая война.
Клятва
Николай Рокатушин
Мы лежали в окопах, в овражке,
Чтоб не славу героев стяжать,
А последнее силы напрягши,
Отбивались, чтоб немцев сдержать.
Хоть и ухали рядышком мины, 
Пулеметный обвал не смолкал,
Страха не было и в помине,
Не пугал близкой смерти оскал.
И надежда блеснула снова.
-Наша сила в единстве воль!-
Комиссар обронил сурово,
Пересилив смертельную боль.
И тогда уяснив на деле,
Что не может быть связи тесней,
Мы, как ветви кряжистой ели,
Ощутили надежность корней.
И в трагической тишине
Схоронили его недалече
Под табличкой, прибитой к сосне.
По зову Родины
Сергей Шмелев
Нас судьба не баловала лаской.
И, не проронив слезы из глаз,
Наделила кирзою и каской
Да сказал просто: «В добрый час!»
 пошли дорогою солдатской,
То безусо юны, то седы,
То ли до звезды могилы братской,
То ль до гордой орденской звезды.
Шли и шли сквозь всполохи косые.
Шли не на авось иль наугад.
Шли туда, куда звала Россия,-
Под Москву, под Ржев, под Сталинград.
Шли и шли путями фронтовыми
Сквозь истошный вой фашистских мин.
Надо было выстоять под ними,
Чтоб войти в поверженный Берлин.
И дошли до Брандергбургской арки,
На войне поставив твердый крест.
И стоит с тех пор там в Трептов-парке
Рослый воин из сибирских мест.
 

22 Мне нравится
Поделиться:

Оставить комментарий